06.03.23 14:09:00
По инфрмации, которая была предоставлена нам пресслужбой Банка «Открытие»: в течение года на российском карточном рынке произойдет перераспределение доли транзакций в пользу карт национальной платежной системы «Мир». В результате по итогам 2023 года картой «Мир» может оплачиваться более 60% всех покупок. Это следствие не только прекращения работы в России международных платежных систем, но и активного развития функционала Национальной системы платежных карт (НСПК), полагает Виталий Брикунов, директор департамента эквайринга банка «Открытие».
К концу 2022 года доля платежей по картам международных платежных систем, несмотря на их уход с российского рынка еще в марте и последовавший за этим ажиотажный спрос на карты «Мир», составляла порядка 60%. В 2023 году ситуация может кардинально поменяться и «Мир», учитывая динамичный тренд на увеличение объема безналичных операций, станет лидером карточного рынка. По нашим прогнозам, к концу года, более 60% платежей будет проходить по картам отечественной платежной системы. Обработка НСПК всех карточных операций внутри страны позволила избежать остановки проведения платежей и поддержать функционирование многих платежных инструментов.
Держатели карт столкнулись с рядом сложностей: это и прекращение работы Apple Pay и Google Рay, и невозможность оплаты картами российских банков в зарубежных интернет-магазинах, и ограничения в работе мобильных приложений банков. Но мы видим трансформацию рынка: рост эмиссии карт «Мир», возможность использовать Mir Рау на Android и СБПэй на смартфонах с разными операционными системами, развитие Рау-решений от банков, внедрение платежных стикеров, которыми могут пользоваться и владельцы Apple. Мы видим также развитие прочих инструментов НСПК: совершенствование функций Системы быстрых платежей (СБП), в том числе сценарии оплаты по NFC-технологии, внедрение онлайн-оплаты через Mir Рау, транспортные и другие решения.
Однако, кроме технических возможностей проведения безналичных платежей, есть и другая крайне важная для клиентов и банков сторона вопроса – финансовая. Структура межбанковской комиссии за расчеты по картам – у «Мира» отличается от ушедших международных платежных систем. А интерчейндж(межбанковская комиссия) является важной статьей доходов банков, из которых они в том числе начисляют клиентам кешбэк в рамках программы лояльности. Эта комиссия составляет определенный процент от суммы операции и зависит от вида банковской карты, способа проведения платежа и сферы деятельности торговой точки.
Чтобы определить, к какому именно сегменту бизнеса относится продавец, банк-эквайер, обеспечивающий в точке оплату по банковским картам, присваивает ему MCC-код – четырехзначный номер, соответствующий виду деятельности. Если MCC-код присвоен неверно, ресторан может определяться банком при проведении платежа как фастфуд, а магазин у дома – как супермаркет или сувенирная лавка. Из-за такого некорректного определения вида деятельности предприятия клиенту могут не начислить кешбэк. Да и банк-эмитент получит другой размер комиссии за проведение этого платежа.
НСПК начала контролировать корректность присвоения МСС-кодов, в том числе по картам ушедших платежных систем, и штрафовать банки за подобные нарушения. С этой же целью в январе 2023 года НСПК унифицировал ставки интерчейнджа для продуктового ритейла и предприятий общепита. Теперь для торговых точек одного сегмента бизнеса они одинаковые. Унификация ставок снизит для клиентов риск ошибок при начислении кешбэка и увеличит объем кешбэка по картам «Мир».
Тем не менее, унификация ставок интерчейнджа может сказаться на самих программах лояльности. Снижение размера комиссий по картам «Мир» с одновременным «вымыванием» карт иностранных платежных систем, по которым комиссии больше, ставит банки перед выбором: уменьшать кешбэк, рискуя потерять лояльность клиентов, или компенсировать выпадающие доходы от интерчейнджа из других источников. Возможно, банкам придется корректировать бизнес-модели с учетом того, что в перспективе доля безналичных платежей продолжит расти, в том числе, за счет увеличения объема оплат и переводов через СБП. Так, по нашим оценкам, доля СБП в ритейле к концу 2023 года может увеличиться более чем в 2 раза. Это неизбежно будет подталкивать банки к адаптации своих программ лояльности и введению кешбэка за расчеты через СБП.
Таким образом, в 2023 году мы увидим, как клиенты и банки начнут приспосабливаться к доминированию карт «Мир» на рынке безналичных платежей. Но уже сейчас можно уверенно можно говорить о том, что кардинальная смена тренда на этом рынке не должна повлиять на его привлекательность для клиентов. |