11.09.23 09:43:00
В рамках деловой программы VIII Восточного экономического форума прошла сессия «Климатические цели бизнеса: пределы возможностей». Спикерами выступили первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Илья Торосов, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, а также представители бизнеса и экспертно-научного сообщества. Модерировал сессию Андрей Шаронов, глава Национального Альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития. Участие в дискуссии приняла старший вице-президент Сбербанка по ESG Татьяна Завьялова.
Спикеры обсудили новые возможности и вызовы, возникающие у российских компаний-экспортеров, связанные с трансформацией архитектуры климатического сотрудничества и регулирования в связи с внешнеполитическими изменениями в современном мире. Участники согласились, что сохранить усилия по продвижению климатической повестки в России необходимо, основываясь на экономических стимулах внутри страны. В текущих условиях это возможно за счет развития зеленого финансирования и цепочки поставок.
Как заметила Татьяна Завьялова, бизнес сегодня находится под воздействием как климатических, так и регуляторных рисков. По оценкам экспертов, потери России от климатических явлений до 2030 года могут составить 2- 3% ВВП в год. Переориентация экспорта на страны АТР и Ближнего Востока также несет в себе риски, в том числе, связанные с климатом, что негативно влияет на стоимость перевозок и логистику товаров. В тоже время в глобальном масштабе в разных юрисдикциях нарастают регуляторные требования, связанные с климатической повесткой. Фактически в мире начинает формироваться климатически ориентированное законодательство. Это новая модель правового регулирования, ориентированная на трансформацию экономики и правовой системы с учетом зеленой повестки. Возросла строгость нормативов, а также возлагаемая за невыполнение норм ответственность — за последние 5 лет в мире в 2,5 раза выросло количество «климатических» судебных дел. При этом климатические политики многих стран перешли от кросс-секторального регулирования к отраслевому.
В ходе дискуссии спикеры договорились, что работа по декарбонизации может быть продолжена совместно с новыми партнёрами и при помощи новых проектов на Востоке и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Очень перспективным становится сотрудничество со странами БРИКС, особенно в свете будущего председательства России. Так же на сессии были затронуты вопросы углеродного регулирования в части дальнейшего развития системы учета и введения платы за углерод, развития системы квотирования и торговли выбросами парниковых газов на межстрановом уровне.
Прикладное значение для бизнеса приобретают усилия по гармонизации нормативных требований в области климата на уровне стран-участниц международных объединений, так как это впрямую влияет на барьеры в торгово-экономических связях. Татьяна Завьялова отметила, что Сбер поддерживает идею по синхронизации и созданию общего пространства норм в области зеленого финансирования и углеродного регулирования на пространстве ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Совместно с Национальным ESG Альянсом в рамках работы с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) Сбер уже прорабатывает инициативу по организации платформы для прямого взаимодействия российских банков и бизнес-сообщества с финансовыми организациями и бизнесом в регионе АТР по тематике ESG.
Татьяна Завьялова, старший вице-президент Сбербанка по ESG прокомментировала: «Важно продолжать развивать сотрудничество в области климата для снижения воздействия на окружающую среду, адаптации к климатическим изменениям в рамках БРИКС, ШОС или любого другого объединения. Сбер готов на международном уровне предлагать свою экспертизу по управлению ESG-рисками, в том числе — климатическими. Мы можем помочь в прогнозировании экстремальных климатических явлений, формировании риск-ориентированных социально-экономических стратегий и стратегий адаптации к изменениям зеленой повестки. Например, мы одни из первых в мире научились оценивать финансовые риски с учетом климатических. Это позволит снизить наши потери до одного млрд рублей в год».
|