25.12.23 13:12:00
Как рынок автозапчастей влияет на ОСАГО, рассказала пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза», опросив страховщиков при подведении итогов 2023 года.
Выплаты по полису обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) рассчитываются, согласно данным, указанным в справочниках средней стоимости комплектующих, материалов и нормо-часа работ Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
В конце ноября 2023 года страховщики прогнозировали дальнейший рост цен на автозапчасти. И были правы: в новых справочниках от 19 декабря 2023 года стоимость запчастей в среднем по стране повысилась на 9,8% по сравнению с предыдущей версией от 19 сентября. Об этом сообщил президент РСА Евгений Уфимцев. По его словам, на этот показатель могли повлиять несколько факторов, в том числе колебание курсов валют в середине 2023 года, проблемы с поставкой комплектующих, увеличение стоимости на отдельные марки автомобилей.
Однако, при этом, ситуация на рынке запчастей стабилизируется, что оказывает влияние на тарифы по ОСАГО, — отметил Уфимцев. — Благодаря этому, а также индивидуализации тарифов и конкуренции страховщиков за безубыточных клиентов возможно сдерживание средней премии, которая за 11 месяцев 2023 года составила 7 812 рублей, что на 3% ниже показателя января 2023 года.
Кризис с поставкой автозапчастей вызван санкциями, из-за которых была разрушена прямая логистика, годами выстраиваемая поставщиками/импортерами, — подчеркнул заместитель руководителя расчетно-экспертного отдела по автострахованию Департамента урегулирования убытков ООО «Абсолют Страхование» Альберт Усманов. — Запчасти поступают на российский рынок в недостаточном объеме. Ввиду сложной логистики сроки поставок увеличились в несколько раз, а цены существенно выросли.
«Государство может поддержать отрасль, развивая и стимулируя производство на территории РФ наиболее ходовых автокомпонентов для массовых автомобилей, которые уже не находятся на гарантийном сроке, — предлагает Усманов. — Это наиболее ходовые кузовные запасные части (крылья, капоты, двери), пластиковые детали (передние и задние бампера), оптика (передние фары и задние фонари)».
Проблемы с поставкой запчастей коснулись практически всех иномарок. Запчасти, которые ранее постоянно находились на складах импортеров в РФ и поставлялись за две недели, теперь добираются до станции несколько месяцев.
По мнению вице-президента РЕСО-Гарантия Игоря Иванова, ситуация с запчастями, в целом, улучшилась, однако сроки поставки по-прежнему остаются долгими. Особенно проблемными эксперт считает такие марки, как Cadillac, Chevrolet, Genesis, Honda, Infiniti, Isuzu, Jeep, Porsche. Компаниям, как правило, удается производить ремонт, но ситуация с некоторыми деталями остается непростой. Это, например, сложные электронные компоненты, детали обивки и интерьера, агрегаты в сборе и др.
Чтобы поддержать ОСАГО, важно пересмотреть требование закона о производстве ремонтов только с использованием новых запчастей, а для машин на гарантии – еще и оригинальных. Законодатели могли бы разрешить ремонт автомобилей б/у деталями, пересмотреть сроки ремонта и штрафы за их несоблюдение в ОСАГО — считает Игорь Иванов.
Эту идею поддержали и в компании «Зетта Страхование». А в Российском Союзе Автостраховщиков добавляют, что это позволило бы значительно сократить сроки ремонта и снизить его стоимость. |