25.12.23 17:30:00
Глава Банка России Эльвира Набиуллина впервые почти за два года дала большое интервью РБК.
Главные темы, затронутые в материале:
Санкционное давление на финансовую систему России: «Мы живём в условиях санкций уже с 2014 года… Конечно, есть искушение думать, что мы так хорошо прошли 2022 год и теперь нам, что называется, море по колено. Но надо быть готовыми к усилению санкционного давления. Мы смогли на основные вызовы ответить, если говорить про финансовый сектор, но и в финансовом секторе есть проблемы, которые не до конца решены, в том числе трансграничные платежи».
Повышение ключевой ставки, и когда ее можно будет начать снижать: «Надо было повышать ставку раньше. Например, весной… Нам надо убедиться, что инфляция устойчиво снижается... Нужно будет для этого два или три месяца или больше — зависит от того, насколько широкий круг показателей снижается. И, конечно, очень важны инфляционные ожидания».
Почему подорожали яйца: «Когда темп роста цен высокий, у нас постоянно что-нибудь выстреливает. …Есть искушение связать высокую инфляцию с каким-то видом товаров. Но, к сожалению, там есть общие причины. Прежде всего, в нашем случае это то, что высокий рост спроса опережает возможности предложения.
Как долго сохранятся факторы, разгоняющие инфляцию: высокий спрос, рекордные бюджетные стимулы и низкая безработица: «Есть факторы, которые с нами вдолгую. Это в том числе ситуация на рынке труда, низкая безработица. Я думаю, что этот фактор как раз будет определять возможности предложения, как быстро предложение может подстраиваться к спросу».
Что сегодня больше всего влияет на курс рубля: «Фундаментальные факторы, которые влияют на курс, — это состояние платежного баланса, наш экспорт, рублевый спрос на импорт. Рублевый спрос на импорт подогревался, в том числе, доступностью, быстрым ростом рублевых кредитов».
Что будет с льготной ипотекой и с ипотекой вообще: «Ипотека будет развиваться. По нашим оценкам, это будет не 35%, как в этом году, но 7–12% роста. И, мы считаем, позитивным элементом от снижения темпов роста кредитов будет то, что будет меньше давление на рост цен на квартиры. Потому что цены на квартиры выросли тоже существенно… Экзотикой льготная ипотека не будет. Мы исходим из того, что массовая программа льготной ипотеки, безадресная, закончит свое действие в июле, но адресная ипотека, в том числе семейная, останется. Это востребованная ипотека. А семейная ипотека сейчас по объемам приблизительно такая, как массовая льготная ипотека. Поэтому льготная ипотека останется и, конечно, не будет такой экзотикой, как до 2020 года. Плюс к этому будет и рыночная ипотека развиваться. Да, темпы замедлились, но рыночная ипотека развивается».
О разрыве между ценами на новостройки и вторичным рынком жилья: «До того как у нас были внедрены массовые льготные программы, он составлял около 10%. В перспективе нескольких лет мы должны вернуться к более нормальному разрыву в цене жилья на первичном и вторичном рынках. Как быстро это будет происходить, будет зависеть в том числе от распространенности льготных программ — будут ли они распространяться только на первичное жилье или на вторичное жилье тоже».
Об устойчивости российских банков — за последний год ни одной лицензии не было отозвано: «Санкционный кризис прошлого и этого года — это был тест на эффективность той политики оздоровления, которую мы проводили. И я с полной уверенностью могу сказать, что банки действительно устойчивые: с таким объемом проблем они справились и достойно прошли этот период».
Петр Кармазин |