18.01.24 17:17:00
Российский авторынок в 2023 году вырос на 58%, — сообщила пресс-служба ВТБ, опираясь на данные аналитиков банка и «Открытие Авто». За год было продано 1,13 миллиона автомобилей – на 440 тысяч единиц больше, чем в 2022 году. Прогноз на 2024 год – более скромный: выросшие ставки автокредитования и рост цен на машины охлаждают рынок: скорее всего, годовой объем продаж не превысит 1,4-1,5 млн единиц.
В 2023 году самым успешным месяцем стал декабрь, когда было реализовано 128 930 автомобилей — на 9% больше, чем в ноябре. Причины роста: инфляционные ожидания, активность китайских марок, желание дилеров закрыть планы с хорошими показателями и годовые финансовые премии клиентов.
Продажи автомобилей отечественных брендов в 2023 году составили 470 тысяч сделок, доля рынка —42%.
Среди самых продаваемых российских марок традиционно лидирует АвтоВАЗ, который отгрузил дилерам 352,6 тысячи машин. Продажи выросли на 87% к уровню 2022 года и вернулись примерно на уровень 2021 года (+1%).
В том числе по моделям:
- Lada Granta — 206,1 тысячи, рост к 2022 году более чем в 2 раза;
- Niva – 92 тысячи, рост на 137%
- Vesta – скромный результат в виде 41,2 тысячи.
Модель Granta продавалась в салонах по ценам выше одного миллиона рублей, а топовые модели Vesta —более двух миллионов.
Автомобилей «Москвич» в 2023 году продано 13 тысяч штук, в том числе в декабре 2,4 тысячи (на 26% больше, чем в ноябре). В числе факторов роста — скидки до 490 тысяч и появление второй модели в семействе.
Продажи автомобилей УАЗ, ГАЗ, «Соллерс» и Evolute в сумме за год составили порядка 104 тысяч единиц.
В топе-10 ведущих иностранных брендов, помимо вездесущих «китайцев», удалось удержаться, хоть и при двузначном снижении продаж:
- KIA — 34 тысячи;
- Hyundai — 26 тысяч;
- Toyota — 22 тысячи.
«Как мы и прогнозировали, общий объем продаж в 2023 году не превысил 1,14 миллиона автомобилей. В январе-феврале текущего года от рынка не стоит ждать тех же темпов, что он показал в декабре, — заметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.— Морозы, ударившие по активности многих клиентов в мегаполисах в первой декаде января, и затяжные праздники не позволят рынку выйти больше, чем на 60-65 тысяч сделок. Не достигнет декабрьских рекордов и февраль. Хотя, учитывая переполненность многих складов «китайцами», этот период может быть выгоден для покупки новой машины. Порядка 35% машин, завезенных из Поднебесной в прошлом году, к началу января оказались не распроданы. Деньги, «замороженные» в «металле», для дилеров становятся все дороже, и продавцы будут идти на уступки».
Вице президент ВТБ, начальник управления партнёрских продаж авто Владимир Высоцкий прогнозирует: «При сохранении нынешних экономических условий традиционное оживление рынка начнется в весенние месяцы. Продавцы будут мотивировать покупателей к сделке аргументами про подорожание. На самих дилеров будут давить новые амбициозные планы дистрибьюторов».
По данным аналитиков банка, в планах продавцов на 2024 год продать 1,25 млн автомобилей китайских марок и около 500 тыс. машин производства АвтоВАЗ. Останутся на рынке также ГАЗ, УАЗ, «Москвич» и «Соллерс», а также продавцы, которые будут ввозить иномарки по параллельному импорту. |