07.02.24 12:20:00
Банк России в 2023 году получил 325,3 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг — на 7,7% меньше, чем год назад, — говорится в сообщении регулятора.
Значительнее всего — в 7,3 — сократилось число жалоб на банки, связанных с санкциями. На проблемы, связанные с ипотекой, клиенты жаловались реже на 17,2%, с потребительским кредитованием — на 8,6%.
Из тенденций 2023 года можно отметить массовые шаблонные претензии от клиентов МФО, которые поверили обещаниям псевдоэкспертов, предлагавших уменьшить размер долга. Заявители просили провести проверку договоров займов на наличие скрытых переплат, навязанных страховок и дополнительных услуг.
Также часто поступали жалобы на оформление аферистами займов на чужое имя и мошенничество с помощью социальной инженерии. Банк России рассчитывает решить эту проблему с помощью готовящегося закона о самозапрете на оформление кредитов и займов.
Вдвое (с 4,6 тыс. до 2,3 тыс.) сократилось количество жалоб на мисселинг (некорректные продажи под видом вкладов инвестиционных продуктов, продажа полисов страхования жизни под видом банковского вклада, не разъяснение ключевых условий договора). Это стало результатом массовых контрольных мероприятий регулятора.
Жалобы, связанные с деятельностью страховщиков, сократились на 19,3% — без учета массовых шаблонных запросов о проверке коэффициента бонус-малус — показателя безаварийного вождения. Благодаря комплексу мер, принятых регулятором и страховщиками, в IV квартале 2023 года число таких жалоб снизилось на 43% по сравнению с I кварталом.
В 3,3 раза снизилось число жалоб в адрес участников рынка ценных бумаг — за счет снижения санкционных жалоб. Однако к концу года Банк России зафиксировал всплеск обращений в связи с введением санкций против ПАО «СПБ Биржа». |