26.04.24 14:01:00
В I квартале 2024 года количество жалоб потребителей финансовых услуг в Банк России снизилось на 13,6% к тому же периоду 2024 года, — сообщила пресс-служба регулятора со ссылкой на комментарий руководителя Службы по защите прав потребителей Михаила Мамуты.
«Количество случаев мисселинга, на которые потребители пожаловались нам, снизилось более чем на 70%. На навязывание дополнительных услуг при кредитовании Банк России получил почти в два раза меньше жалоб, чем в январе — марте прошлого года. Эти направления в зоне нашего особого внимания», — подчеркнул Мамута.
По его словам, снижение жалоб на мисселинг началось еще в прошлом году, а в январе 2024 года вступил в силу закон, содержащий комплекс мер по противодействию подобным практикам. Банк России может останавливать продажи, если мисселинг не прекращается после предупреждения, направленного нарушителю. Кроме того, многие крупные участники рынка переориентировались на клиентоцентричные модели бизнеса.
Значительно снизилось число жалоб на страховщиков — на 40,7% и на микрофинансовые организации — на 35,1% к аналогичному периоду 2023 года.
В страховании основным драйвером снижения стали массовые шаблонные жалобы по уточнению коэффициента бонус-малус (КБМ). Ранее множество таких жалоб оформлялись посредниками за плату. С конца I квартала прошлого года при подаче жалобы нужно пройти тест для подтверждения, что ее автором является человек, а не робот, а страховщики стали активнее информировать клиентов о возможности проверить и изменить КБМ бесплатно.
В отношении МФО стало гораздо меньше жалоб на навязывание дополнительных услуг, на кибермошенничество, а также жалоб по поводу несогласия с условиями договора и кредитными историями.
При этом выросло число жалоб на банки – на 5%. В том числе потребители на 45,4% чаще жаловались на действия мошенников. Снизилось количество жалоб по ипотечному и потребительскому кредитованию — соответственно на 6,5% и 15,9%.
Увеличилось больше чем на треть число жалоб на участников рынка коллективных инвестиций, в том числе по управлению паевыми инвестиционными фондами, а также заключению, изменению и расторжению договоров с негосударственными пенсионными фондами. По рынку ценных бумаг основным фактором роста (на 7,3%) стали жалобы на манипулирование, причем, значительное их число поступило от одного источника. |