12.08.24
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
В начале прошлой недели ведущие биржи мира пережили глубокое, но недолгое падение. На Россию паника не распространилась, впрочем, у нас есть собственные причины для волнений.
Начинаем, как привыкли постоянные читатели, с главных цифр минувшей недели. Индекс РТС 1036,6 пункта, минус 15 пунктов за неделю. Баррель нефти 79,5 долларов (плюс 2,3 доллара/неделю). Унция золота 2470,6 долларов (минус 15 долларов/неделю).
Теперь к новостям недели прошлой.
Первая. Испугавшиеся самураи.
5 августа фондовый рынок Японии пережил самый большой обвал с «черного понедельника» 1987 года. Так далеко в историю углубляться не будем, а в черный понедельник этого года обрушение составило 12,4%. Абсолютно жуткая цифра.
Вслед за ним стали падать и остальные рынки мира, за акциями вниз устремись криптовалюты. Как у школьника мама спрашивала: сосед по парте с крыши спрыгнешь, а ты значит – следом?
Но вернемся на Токийскую биржу. Главный фондовый индекс Японии Никей утро понедельника 5 августа встретил 35 200 пунктами, затем он упал до 31 155. Но почти так же быстро он отрос и неделя завершилась для «японца» 35 025 пунктами.
Если бы Никей сдавал по десять-двадцать пунктов каждый день в таком же по продолжительности периодов, то это заинтересовало бы за пределами Страны восходящего Солнца только узкий круг профессиональных спекулянтов. А так деловым и околоделовым журналистам нашли работу, подарили, можно сказать тему. Аудитория же пощекотала нервы.
Что это было? Возможно, после поднятия в Японии ключевой ставки на 0,1% годовых (им бы наши проблемы!) ряд биржевых торговых роботов, играющих на разнице процентных ставок Японии и США разом и независимо (но по схожим алгоритмам) решили скинуть японские ценные бумаги. А дальше, когда в результате котировки стали падать, то другие роботы среагировали по принципу, продавай, пока не поздно. Ну а дальше паника улеглась. Этот урок показал как близок мир к финансовому кризису и по какой ничтожный повод может стать сигналом.
Вторая. До лучших времен.
«КИФА», оператор B2B-платформы цифровой торговли между Россией и Китаем, сообщил о том, что откладывает IPO на Московской бирже. Формально причина нестабильность на биржах. Но когда там была стабильность? Может быть, дело в слишком высокой оценке акций данной платформы?
Третья. На биржу через суд.
Минсельхоз РФ подал иск к кипрскому акционеру холдинга «Русагро». Холдинг – один из крупнейших производителей растительных жиров, сахара, мяса птицы в стране. Он включен в список экономически значимых организаций России, но зарегистрирован на Кипре. Суд, как ожидается, принудит его к редомициляции. По подобной схеме в родную гавань пришли торговые сети X5 («Пятерочка», «Перекресток» и пр.).
Четвертая. Обмен облигаций.
Президент России Владимир Путин подписал указ №677 по выпуску замещающих облигаций, предназначенных взамен суверенных евробондов РФ.
Еврооблигации наша страна выпускала раньше, еще до санкций. Потом по ценным бумагам возникли проблемы неэкономического характера.
Указ №677 позволяет обменять евробонды на замещающие облигации, но расчеты по которым будут осуществляться рублями по курсу соответствующих валют.
Обмен будет возможен только для евробондов, приобретенных до 8 августа 2024 года. Инвесторы смогут передавать свои евробонды или права по ним Минфину, предоставив документы в Национальный расчетный депозитарий (НРД)
Пятая. Летние дивиденды.
Ряд компаний, точнее их советов директоров, выдвинули предложения к внеочередным собраниям акционеров по промежуточным дивидендам за первое полугодие 2024г.
Так, энергетическая ТГК-14 наметило выплатить округленно по 0,046 копейки на акцию (это не ошибка, а следствие дробления акций при приватизации и деноминации, рыночная цена акции сейчас около 1 копейки).
Производитель удобрений «ФосАгро» рекомендовал заплатить 117 рублей на акцию.
Совет директоров производителя программного обеспечения ПАО «Диасофт» 45 рублей на акцию, правда за здесь речь идет о выплате только за три последние месяца.
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора
|