11.09.24 17:46:00
Суд общей юрисдикции Европейского союза отклонил иск Национального расчетного депозитария (НРД, входит в группу Мосбиржи) с требованием снять санкции, наложены на него в июне 2022 года, — сообщает Frank Media со ссылкой на пресс-релиз суда.
НРД подал иск с просьбой об отмене санкций в Суд общей юрисдикции Евросоюза в августе 2022 года. Слушания по делу начались в январе 2024 года. Целью иска было доказать неправомерность и необоснованность включения депозитария в санкционные списки ЕС, в результате чего пострадали российские и иностранные инвесторы.
Санкции ЕС закрепили разрушение междепозитарного моста между НРД и европейскими депозитариями, что стало причиной заморозки многомиллиардных российских активов, хранящихся в бельгийском Euroclear и люксембургском Clearstream.
Совет ЕС объяснял введение санкций против НРД следующими причинами:
- НРД является российским центральным депозитарием, крупнейшим депозитарием ценных бумаг в стране и единственным депозитарием, имеющим доступ к международной финансовой системе;
- НРД «играет существенную роль в функционировании российской финансовой системы и связей ее с международной финансовой системой»;
- НРД «прямо и косвенно поддерживает Российскую Федерацию в ее действиях, политике и ресурсах»;
- НРД «практически полностью» принадлежит Мосбирже, которая «из-за своей роли и акционеров находится под высокой степенью контроля со стороны российского правительства».
Европейский суд постановил, что защитники НРД не смогли доказать недостоверность вышеуказанных обоснований. Что касается утверждения НРД о том, что они повлекли за собой замораживание средств и экономических ресурсов, принадлежащих его клиентам, то в суде напомнили, что на них ограничительные меры не распространяются.
Согласно санкционным правилам ЕС, заморозке подлежат активы подсанкционной организации, которые она не только контролирует, но и держит в интересах других лиц. В октябре 2022 года Совет ЕС выпустил послабление, позволявшее странам Евросоюза при необходимости разблокировать активы клиентов НРД, но на практике условия разморозки оказались слишком строгими, и воспользоваться ими смогли лишь немногие инвесторы.
Петр Кармазин |