19.09.24 11:35:00
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в сентябре возбудила дела за ненадлежащую рекламу против Сбербанка и ВТБ. О том, за какие нарушения может последовать штраф, и почему это не останавливает кредитные организации, рассказала «Российская газета».
Как пояснили в ФАС, банки утверждали, что их кредитки «лучшие», во втором случае клиентам обещали 20 тыс. руб. бонусами за покупки. При этом не были указаны объективные критерии сравнения, а сведения о существенных условиях получения бонусов были размещены в поясняющей сноске трудным для восприятия мелким шрифтом.
Такие действия банков дают необоснованные преимущества перед конкурентами и нарушают закон — считает ведомство. В случае с бонусами это может ввести потребителей в заблуждение относительно стоимости финансовой услуги.
При этом штрафы для крупных игроков слишком малы, с учетом их чистой прибыли в десятки и сотни миллиардов, поэтому кредитные организации могут позволить себе подобные нарушения. Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила о необходимости повышать штрафы за нарушение прав потребителей финансовых услуг, вплоть до 1% от капитала, чтобы это стало экономически невыгодным.
В Банке России отметили, что конкуренция на рынке выросла после отмены комиссий за переводы самому себе в другой банк на сумму до 30 млн руб. Крупные банки начала активно продвигать свои вклады, в том числе с нарушением правил. Например, возродилась одна из популярных уловок — «лестничное» начисление процентов по вкладу, когда рекламируется самая высокая ставка, хотя она действует далеко не весь срок депозита и при соблюдении ряда условий.
В случае нарушения прав потребителя финансовых услуг гражданин имеет право обратиться в Банк России с жалобой на действия финансовой организации. «В итоге сделка может быть признана недействительной ввиду отсутствия у потребителя полной исчерпывающей информации об услуге или банковском продукте», — подтвердил представитель регулятора.
Кроме того, клиентам банков рекомендуется внимательно читать все условия банковских продуктов на официальных сайтах кредитных организаций, в том числе мелкий шрифт и информацию, скрытую за ссылкой «подробности».
Марина Григорьева |