30.10.24 10:45:00
Индекс кредитной сознательности российских заемщиков по итогам третьего квартала 2024 года снизился на 0,06 пунктов — до 1,51 пункта — минимального значения с середины пандемийного 2020 года. Об этом сообщило РБК со ссылкой на статистику бюро кредитных историй (БКИ) «Скоринг Бюро».
Индекс кредитной сознательности — это математическая модель, разработанная аналитиками БКИ на основе данных о платежном поведении клиентов при выплате кредитов. Индекс оценивает качество кредитного портфеля банков, которые передают информацию об обслуживании займов розничными заемщиками. Рост индекса означает, что кредитное поведение банковских клиентов улучшается, а снижение указывает на ухудшение платежной дисциплины.
Индекс кредитной сознательности россиян начал снижаться в последней четверти 2023 года и с тех пор уменьшился на 0,27 пункта. Это самое затяжное сокращение показателя, которое фиксировало БКИ за все время замеров, с 2011 года.
Падение индекса связано с увеличением частоты выхода российских заемщиков на просрочку и ухудшением возврата клиентов в графики платежей, — считает гендиректор «Скоринг Бюро» Олег Лагуткин. Он приводит дополнительные оценки: по итогам августа около 6,2 млн договоров на необеспеченные кредиты находилось в просрочке, тогда как в конце прошлого года их было 5,4 млн.
Эксперты связывают снижение индекса с высокими ставками по кредитам. Так, наиболее значительный рост просрочки в портфелях банков наблюдается в сегменте кредитных карт, — рассказал управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. По его словам, ставки по таким кредитным продуктам за пределами льготного периода «самые обременительные из всех сегментов».
«Как показывает практика, качество обслуживания кредитов, выданных в периоды существенного повышения ключевой и рыночных ставок, заметно снижается», — отметил директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. — В период высоких ставок наиболее качественные заемщики предпочитают выжидать, временно обращаясь к сберегательной модели поведения. На кредитном рынке остаются, как правило, клиенты не очень высокого кредитного качества, зачастую с острой потребностью в заемных средствах».
Петр Кармазин |