07.11.24 11:38:00
Крупные банки начали активно бороться с практикой навязывания дополнительных услуг в автосалонах при покупке машин и оформлении автокредитов — сообщило РБК со ссылкой на опрошенных участников рынка.
Кредиторы по рекомендации Центробанка стали предупреждать автодилеров о прекращении сотрудничества за включение невозвратных допуслуг в «тело» автокредитов.
По закону потребитель может отказаться от дополнительных платных услуг или товаров, приобретенных вместе с кредитом, в течение 30 дней с момента сделки, а в случае отказа — вправе потребовать вернуть деньги. Однако при автокредитовании с покупателями зачастую заключаются договоры, где возврат денег при отказе от услуги не предполагается, либо услуга считается оказанной на момент подписания документов. В этих случаях вернуть деньги потребитель не сможет – предупреждал ЦБ.
В числе таких навязываемых платных услуг регулятор называл следующие:
- «сертификат независимой гарантии», которая предполагает погашение кредита при возникновении определенных жизненных ситуаций (например, при потере работы). Услуга считается оказанной, как только клиент получил сертификат, деньги за такие «сертификаты» не возвращаются;
- опционные договоры, плата за которые не подлежит возврату при действующем регулировании. Это могут быть соглашения о подключении потребителя к «программе помощи на дороге» или опцион, предполагающий, что при возникновении просрочки купленный автомобиль будет выкуплен по цене, равной задолженности по кредиту, а не рыночной;
- плата за доступ к информационным материалам, консультирование, когда потребитель может вернуть лишь малую часть уплаченных средств. Например, услуга стоит 170 тыс. руб., из которых 9 тыс. руб. — сервисное обслуживание, а остальное — стоимость книги на флешке. Оспорить и вернуть можно только первую часть.
Также Центробанк считает недобросовестной практикой, когда дилер продает автомобиль со скидкой только при условии оформления кредита и покупки дополнительных услуг.
Как отметила руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева, количество жалоб на навязанные платные допуслуги в 2022 году на 20% превысило показатель 2021 года. «В ушедшем году их стало еще на 15% больше, и есть все основания полагать, что ту же картину мы увидим по итогам 2024 года».
Теперь крупные банки информируют автодилеров об изменении правил предоставления займов клиентам при наличии допуслуг, а за нарушение новых условий дилеру может грозить разрыв партнерских отношений с банком.
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) подтвердили получение информационных писем от банков-партнеров.
В сентябре глава регулятора Эльвира Набиуллина сообщала о планах внедрения в 2025 году единого стандарта в автокредитовании, как это уже сделано в ипотеке. Одним из основных условий будет качественное информирование потребителей о дополнительных услугах к автокредиту.
Петр Кармазин |