02.12.24
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
Падение рубля стало горячей новостью российского финансового рынка. На прошлой неделе на межбанковском рынке доллар стоил в моменте 114,53 руб.
В теории, при девальвации национальной валюты акции должны выходить в плюс — особенно акции предприятий-экспортеров. Дело в том, что акция — это доля в бизнесе, она обеспечена твердыми активами. Если же активы генерируют доходы в твердой валюте, то это вообще замечательно.
Но это в теории. И в долгосрочной перспективе. В нашей же суровой реальности нужно учесть, что Россия находится в сложной геополитической ситуации. Государство вынуждено поднимать налоги. И наконец, в последние несколько лет на биржу пришла новая волна мелких частных инвесторов, которые психологически не готовы к длительному падению своих акций.
Итак, главные цифры минувшей недели:
- Индекс РТС: 753,8 пунктов (минус 40 пунктов за неделю).
- Баррель нефти сорта «Брент»: 72,1 доллара (без существенных изменений).
- Унция золота: 2673,9 долларов (без существенных изменений).
Теперь к основным новостям недели.
Первая. Дивиденды светят.
Советы директоров (СД) продолжают объявлять дивидендные рекомендации по выплатам на акцию по итогам третье квартала 2024 года. Напоминаем, что рекомендации СД становятся решениями только после утверждения внеочередными собраниями акционеров.
- Микрофинансовой организации «Займер» рекомендовано выплатить по 10,51 рубля на акцию.
- Производителю лекарств «Озон Фармацевтика» — 0,18 рублей.
- Торговой сети «Магнит» — 560 рублей. Здесь остановимся подробнее.
В сумме по компании на дивиденды намечено направить 57,07 млрд рублей. В сообщении, размещенном на сервере раскрытия информации по АО прямо указано, что из этой гигантской суммы лишь 815,3 млн рублей — это прибыль за 9 месяцев 2024 года. А львиную долю — 56,26 млрд рублей «Магнит» собирается заплатить за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Это абсолютно законно. Но стоит учесть, что если акционер смотрит на ценную бумагу, нацеливаясь на щедрый скорый дивиденд, то он должен отдавать себе отчет: эта выплата — фактически разовая. Потом дивиденды будут идти только из текущей прибыли, размер которой может разочаровать.
Вторая. Редомиляция.
Как мы уже писали, процесс перехода в российскую юрисдикцию компаний с активами в РФ стал необратимым. По большому счету, он близок к завершению — кандидаты на переезд заканчиваются.
Акционеры маркетплейса OZON рассмотрят вопрос о редомициляции с Кипра в Россию — сообщила компания. Внеочередное собрание по этому поводу пройдет 27 декабря.
Торги расписками агрохолдинга «РусАгро» с 5 декабря будут приостановлены на Московской бирже и Астанинской международной бирже (Казахстан). 5 сентября 2024 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявление минсельхоза РФ о приостановке осуществления корпоративных прав ROS AGRO PLC (Кипр) в отношении ПАО «Группа «Русагро».
Третья. Приватизация.
26 ноября Госдума приняла в первом чтении законопроект о публичном размещении акций национального института развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ». Планируется снизить долю владения государства в госкорпорации со 100% до контрольного пакета по формуле «50% плюс одна акция». Судя по заявлению заместителя министра финансов Алексея Моисеева, переданного информагентствами, на практике приватизировать хотят первоначально до 5% акций «ДОМ.РФ».
Наше частное мнение по этому поводу: во-первых, при решении о покупке акций все решает цена. Жилищная госкорпорация — структура уникальная и не имеет сопоставимых частных конкурентов. Во-вторых, если обычные АО работают ради прибыли, то государственные институты преследуют иные цели — например, социальные. Пример «Роснано» показывает, что два в одном сочетается плохо. Будут ли учтены ли ошибки в этот раз? Подождем параметров первичного размещения.
Четвертая. «Транснефть» как зеркало.
На прошлой неделе Госдума утвердила повышение налога на прибыль от транспортировки нефти по трубам до 40% со следующего года (пока налог составляет 20%, но с Нового года общая ставка будет 25%).
Напомним, что уставный капитал монополии разделен 569,4 млн обыкновенных акций и 155,5 млн привилегированных акций. При этом 100% обыкновенных (голосующих) акций — в госсобственности. Привилегированные (за исключением символических 100 штук в госсобственности и еще 156,1 тыс. штук на балансе самой группы «Транснефть») — в свободном обращении. Дивиденд по привилегированным акциям не может быть меньше, чем по обыкновенным (в расчете на 1 штуку).
ПАО «Транснефть», которая и будет платить этот повышенный налог, официально предупредила, что компании останется только четверть от полученной прибыли. (Очевидно арифметика такая: 40% налог, 10% дивиденды частным акционерам, 25% дивиденды акционеру-государству, 25% останется компании на развитие).
«Это гарантирует, что уже к 2026 году ПАО «Транснефть» следует ожидать дефицит денежных средств, приостановку реализации и отказ от крупных инвестиционных проектов, в том числе, по капитальному ремонту и реконструкции. Безусловно, это окажет негативное влияние на целый спектр смежных производственных отраслей, в первую очередь, ТЭК», — говорится в релизе монополии.
Метод лечения монополия предлагает простой и понятный – повысить тариф за прокачку нефти по трубе. Без комментариев.
Пятая. Сделка недели.
Российская компания «Алроса» продала свою долю в ангольской алмазодобывающей компании «Катока» (Catoca) оманскому государственному инвестиционному фонду Maaden International. Сумма сделки не называется.
«Алросе» принадлежало 41% акций проекта «Катока», российская компания являлась его учредителем совместно с ангольской госкомпанией Endiama.
На Анголу давили западные непартнеры России. Африканская страна была вынуждена уступить. Минфин РФ вошел в положение и пролоббировал только одно: новый собственник доли в стратегическом проекте не должен быть связан с единственным конкурентом «Алросы» — южноафриканской De Beers. Очевидно, что арабские инвесторы устроили всех.
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора |