06.12.24 11:09:00
В 2025 году объем выдачи автокредитов в России составит порядка 1,5 млн, что на 10% ниже итогов 2024 года — подсчитали аналитики ВТБ. Прогнозом поделилась пресс-служба банка. При этом объем рынка будут сопоставим с результатом этого года и ожидается на уровне 2,1–2,3 трлн рублей из-за роста цен на машины и среднего чека автокредита.
Во втором полугодии 2024 года рынок автокредитования стал резко «охлаждаться» на фоне высоких рыночных ставок, ужесточившейся политики Центрального банка и повышения утильсбора. По предварительным оценкам банка, в ноябре физлица получат на покупку машин порядка 112 млрд рублей — на 32% меньше, чем в октябре. В целом за четвертый квартал объемы выдач могут сократиться на треть к предыдущему кварталу.
По итогам всего 2024 года банк прогнозирует продажи автокредитов в России на уровне 2,3 трлн рублей, рост составит 53% к 2023 году. Почти половина выдач (47%) в этом году придется на новые машины.
В 2025 году, помимо высоких рыночных ставок и макропруденциальных надбавок, на динамику рынка будет влиять планируемое введение макропруденциальных лимитов по аналогии с потребительскими кредитами. Сдерживать спрос также будут индексация утильсбора и введение обязательного документального подтверждения доходов при сумме займа более 1 млн рублей.
Структура кредитного рынка, с большой долей вероятности, сохранится. Доля новых авто будет доходить до 50% на фоне развития субсидированных программ производителей и господдержки.
«Основная доля кредитных продаж в следующем году по-прежнему будет приходиться на китайский автопром — считает начальник управления «Автокредитование» банка Алексей Бочарников. — Реалии рынка таковы, что пока снижения стоимости авто, как и ставок по кредитам, ждать не приходится. Впрочем, в декабре-январе еще можно будет провести выгодную сделку – главным образом на рынке новых авто. В конце года к господдержке и субсидированным программам добавятся скидки дилеров, которые будут стремиться «закрыть» год, а в начале следующего на руку покупателям будет играть эффект «прошлогоднего» автомобиля». |