13.03.25 11:18:00

Разрешить банкам замораживать счет получателя перевода, если он подозревается в мошенничестве — такое предложение в Центробанк направил Национальный совет финансового рынка (НСФР) — сообщает РБК со ссылкой на текст письма.
По действующему законодательству блокируются только переводы, но не счета.
Банки предлагают дать им право, если отправитель денег заявил, что перевод был совершен без его добровольного согласия, блокировать средства на счетах получателя: от 10 тыс. до 50 тыс. руб. на 24 часа, а большие суммы — на 48 часов. Если подтвердится, что перевод действительно совершен без согласия клиента, то средства вернут отправителю. Также по такому заявлению предлагается установить 30-дневный запрет на закрытие счета и перевод остатка денежных средств.
Блокировка средств на счете получателя нужна, чтобы быстрее и эффективнее возвращать украденные деньги жертвам мошенников — считает глава НСФР Андрей Емелин. «При хищениях со счета все упирается в проблему нехватки времени для предотвращения, так как мошенники за секунды выводят украденные деньги со счета, на который они были переведены. Поэтому банк получателя должен также иметь возможность при выявлении или получении информации о признаках сомнительных операций блокировать счета своих клиентов, как это сейчас делают банки отправителей средств» — подчеркнул он.
По мнению главы НСФР, база данных Центробанка «О случаях и попытках совершения переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» предотвращает повторные хищения, но если карта используется мошенниками впервые, то они успевают украсть деньги до того, как попадут в базу. Чтобы закрыть эту лазейку, нужно дать возможность банкам сразу блокировать средства на счете получателя при наличии подозрительных признаков — например, по жалобе плательщика или его банка, а также при совершении множественных операций по пополнению счета от третьих лиц за короткий промежуток времени.
Марина Григорьева |