11.08.25 15:31:00

9,5 тысяч предприятий общественного питания работают сегодня в Санкт-Петербурге. Из них — около 2000 ресторанов, 3700 кафе и 900 баров.
С актуальными трендами ресторанной сферы Северной столицы знакомит пресс-релиз Банка «Санкт-Петербург» в рамках премии «Малый бизнес — Большие возможности» для малых и средних предприятий Петербурга и Ленинградской области.
Премия стартовала 26 мая под девизом «Искусство быть предпринимателем» и проходит при поддержке городского Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле и областного Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка.
Важнейшей в конкурсе стала номинация «Ресторанный бизнес» — отмечается в сообщении. С 2023 года Санкт-Петербург официально носит статус кулинарной столицы России, а кроме того, он единственный в стране является креативным городом ЮНЕСКО в номинации «Гастрономия». Примерно каждый шестой гость города на Неве называет гастрономические впечатления среди основных целей поездки.
По данным Комитета по промышленной политике, оборот предприятий общепита за первые четыре месяца 2025 года составил 104 млрд рублей — это на 4,5% больше, чем за тот же период прошлого года. Обеспеченность петербуржцев посадочными местами оценивается в 110 единиц на тысячу жителей.
За последний год в городе на 3% выросло число сетевых заведений быстрого питания. По оценке аналитиков Infoline, их количество достигло 3,7 тысяч. Еще 29% заведений в городе входят в сети или ресторанные группы.
- Активнее всего рос формат кофеен — их число за год увеличилось на 32%.
- Формат casual dining вырос на 19%.
- Формат fast casual — на 8%.
В кулинарном сегменте сохраняется устойчивый спрос на грузинские и паназиатские рестораны. А вот столовые, суши-шопы и кофейни формата grab&go показывают сокращение до 5%.
Средний чек в ресторанах и барах Санкт-Петербурга по итогам 2024 года показал самый значительный рост по всем российским регионам — следует из данных аналитического ресурса «Чек Индекс». В Северной столице средний чек увеличился на 24% — до 6900 тыс. руб. (в Москве — 4000 руб.) На втором месте по росту чека — Воронеж с 16%, на третьем — Красноярск с 15%.
«Петербургская кухня уникальна. Это то, за чем в наш город едут люди со всей России и других стран. Это не только еда, это стиль, настоящее искусство, она сочетает в себе разнообразные гастрономические традиции, соединившие обычаи различных народов и эпох, — отмечает автор Премии директор Дирекции массового корпоративного бизнеса и развития продаж Банка «Санкт-Петербург» Маргарита Анисимова. — Во времена Петра I в столицу привозили блюда и рецепты со всей Европы, что сделало кулинарную палитру Петербурга разнообразной, при этом здесь сохранились особенности традиционной северной кухни. Мы уверены, что петербургская кухня — это не просто региональное кулинарное направление, а символ культурного подъема общества, а также связь эпох. Поэтому мы считаем, что все предприниматели, занятые в ресторанном бизнесе, — настоящие творцы, которые развивают город и его вкус».
Ресторанная индустрия в Северной столице имеет богатую историю. Так, один из первых известных российских ресторанов — «Палкинъ» — был основан еще в 1785 году купцом Анисимом Палкиным. И сейчас это место сохранило свое назначение. Но петербургский ресторанный бизнес славится не только своими традициями. Здесь создают тренды и не боятся быть пионерами, настоящими авангардистами в своей сфере. В Петербурге развивается множество уникальных гастрономических заведений, где каждый проект индивидуален как в меню, так и в концепции.
К трендам 2025 года организаторы Премии относят развитие креативных историй и мультисенсорных форматов, которые объединяют не только вкусовые ощущения, но и зрительные, обонятельные, слуховые. Рестораторы привлекают профессиональных режиссеров, актеров, сценаристов. В числе примеров — гастрономические выездные мероприятия в особняках, дворцах, на фермах, круизные ужины, обеды-коллаборации с искусствоведами и виноделами.
Еще один тренд ресторанного Петербурга — гастрофестивали, такие как праздник корюшки, фестиваль мороженого, июльский гастрономический фестиваль русского гостеприимства, гастроярмарка «Вкус Петербурга» и другие Формат гастрофестиваля — один из инструментов поддержки локальных рестораторов со стороны Правительства города.
Проанализировав запросы предприятий отрасли к банкам в 2025 году, эксперты кредитной организации назвали самым необходимым продуктом, в котором нуждаются представители гастроиндустрии, — торговый эквайринг и интернет-эквайринг. Именно поэтому победа в конкурсе даст возможность предпринимателям отрасли бесплатно пользоваться расчетно-кассовым обслуживанием банка — причем, льгота будет бессрочной.
Регистрация участников Премии продлится до 14 сентября 2025 года. |