03.02.11 20:00:00
Введение в 2010г. практики электронных аукционов по новой форме согласно закону открывает перед их участниками ряд практических сложностей, до конца не урегулированных законодательно. Подводные камни правоприменительной практики разбирали эксперты на семинаре по электронным торгам в строительной сфере. Аукционы по государственным закупкам могут проводиться только на пяти электронных площадках, среди которых две правительственные (ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг) и ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»), две биржи - ММВБ и РТС - и, электронная площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ». В прошлом году на них перенесли свои закупки все федеральные заказчики, 1 января 2011 года к ним добавились региональные и муниципальные заказчики. Минэкономразвития оценивает рынок госзакупок, который перешел на электронные площадки, в 3 трлн руб. Соответствующий семинар по теме «Открытый аукцион в электронной форме на строительные работы» организовало ООО «АСТ-Консалтинг» по методике ЗАО «Сбербанк – АСТ». Мероприятие было посвящено актуальным изменениям в законодательстве, регламентирующем область размещения государственных и муниципальных заказов при проведении открытых аукционов в электронной форме на подрядные работы. На встрече собрались первые лица и топ - менеджеры строительных компаний из Москвы и регионов. Центральной темой стало обсуждения практики применения Федерального закона №94-ФЗ с рассмотрением спорных ситуаций Федеральной антимонопольной службы. Специалист в области государственного и муниципального заказа, аккредитованный лектор ЭП «Сбербанк-АСТ» Сергей Заяц обратил внимание на часто возникающую проблему подтверждения уровня квалификации участника торгов по строительству, реконструкции или ремонту при аукционах суммой 50 млн. и выше. По его словам в законе четко не прописаны квалификационные требования, и заказчик часто злоупотребляет нормативными пробелами в свою пользу. «Это единственное исключение, по всем другим отраслям введение квалификационных требований не разрешено», - подчеркнул Сергей Заяц. Отдельно на семинаре освещался вопросы правоприменительной практики ФАС. Усилилось внимание со стороны контролирующего органа к заказчикам, которые с целью ограничения конкуренции стали чаще вводить дополнительные виды работ, требующие наличие допуска СРО, либо других специализированных документов. Хотя, данное ограничение для выполнения ряда контрактов не является необходимым. Дополнительно лектор отметил, что ФАС лояльно относится к исправлениям сметной документации, прикладываемой в качестве приложения к контракту: «Если в результате аукциона цена снизилась на 20%, заказчик может использовать в качестве приложения изначально подготовленную смету, в ручном режиме исправив в ней стоимость всех этапов. Это дает экономию времени как заказчику, так и исполнителю - не нужно формировать новую смету, производить перерасчеты. ФАС отмечает, что это правило применяется на практике», - говорит эксперт. Слушателей также интересовала возможность внесения изменений в уже действующий контракт, поскольку во многих случаях появляется необходимость в проведении дополнительных работ, но для строительной сферы, в отличие от ряда других, где конечная сумма может меняться до 10%, это невозможно. Эксперты ООО «АСТ-Консалтинг» отмечают увеличение расходов исполнителя на обеспечение контракта за счет ужесточения требований по гарантийному обязательству. «Чаще всего в практике используют банковскую гарантию, обычно сумма составляет до 30% контракта, в случае неисполнения участником торгов своих обязательств, эти деньги могут быть взысканы с его банковского счета. По строительным работам есть практика, что это является обязательным условием, хотя по закону остается на усмотрение заказчика. С контрактами без обеспечения в области строительства мы даже не сталкивались», - подчеркнул Сергей Заяц. Он напомнил, что до августа 2010 г. в качестве обеспечения государственного контракта можно было использовать страховку, которая стоила значительно дешевле. ООО «АСТ-Консалтинг» планирует продолжить практику проведения разъяснительных семинаров. Эксперты компании подчеркивают необходимость подготовки специалистов по работе с электронными аукционами в рамках работы по 94-ФЗ в связи с его постоянным изменением (за последние 4 года было принято 20 поправок). В дальнейшем планируется организовывать постоянные семинары для строительных организаций с участием специалистов ФАС России с разъяснением правоприменительной практики. Для справки: Справка о ЗАО «Сбербанк - АСТ»: ЗАО «Сбербанк - АСТ» - электронная площадка, предназначена для размещения заказов для государственных и муниципальных нужд и функционирует в полном соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и является обязательным по перечню, утвержденному Распоряжением от 27 февраля 2008 г. N 236-р. Имеет аккредитацию в качестве национального оператора электронных торгов. Справка об ООО «АСТ-Консалтинг»: ООО «АСТ-Консалтинг» - специализированная организация, занимающая лидирующие позиции в России в поддержке электронных торгов на всех электронных площадках ЗАО «Сбербанк-АСТ». ООО «АСТ-Консалтинг» является Федеральным Учебным Центром (ФУЦ) и проводит различные семинары для развития бизнеса и государства. ООО «АСТ-Консалтинг» осуществляет сопровождение закупок и оказывает консультационные услуги по проведению торгов, разрабатывает документы по процедурам размещения заказов в соответствии с постоянно обновляющимися требованиями российского законодательства, консультирует по участию в процедурах обжалования и обеспечению защиты прав заказчиков и участников размещения заказа, оказывает юридическую поддержку в сфере действия №94-ФЗ. |