10.11.06 00:00:00
Российский рынок розничного кредитования переживает смену приоритетов: в упадок пришло авто- и потребительское кредитование, а ипотека и кредитные карты, наоборот, оказались на подъеме. Таковы результаты исследования Альфа-Банка. Одновременно аналитики отмечают тенденцию к смене лидеров в банковской рознице.
В своем исследовании розничного кредитования аналитики Альфа-Банка выявили четыре основные тенденции на российском рынке. В первом полугодии темпы роста рынка автокредитов (33%) оказались самыми низкими в розничном секторе и, по прогнозам аналитиков, останутся таковыми и в дальнейшем. Рынок потребкредитования также продемонстрировал замедление (50%), уступив приоритет бизнесу кредитных карт (300%). В то же время, как показало исследование, банкиры питают высокий интерес к ипотеке, которая выросла на 107% — до $6,2 млрд., став крупнейшим сегментом специализированного рынка.
Важнейшее изменение на рынке, по мнению авторов исследования, заключается в углублении специализации основных игроков. Доля нецелевых кредитов сократилась с 75% до 60%, а безоговорочный ипотечный лидер Сбербанк потерял 20% своей доли на рынке, опустившись до 60%. Сбербанковские клиенты достались ВТБ, «Уралсибу» и Абсолют-банку, увеличившим свое присутствие на рынке соответственно на 181%, 108% и 189%. Одновременно до сих пор считавшийся лидером среди розничных западных банков в России Райффайзенбанк, судя по отчету аналитиков Альфа-Банка, в первом полугодии показал крайне слабые результаты. По сравнению с другими игроками он практически не расширял портфель авто- и ипотечных кредитов (рост 20% и 17% соответственно), а потребкредитование и кредитные карты и вовсе уступил подконтрольному Импэксбанку.
По мнению экспертов и участников рынка, смена лидеров роста имеет несколько причин. «У Райффайзенбанка приоритетом всегда были и остаются крупные корпоративные клиенты, а в рознице с 2005 года — малый и средний бизнес, в то время как группа ВТБ, продемонстрировавшая рост 181%, является проводником госполитики в области решения жилищной проблемы, в частности, за счет развития ипотеки, — сказала старший аналитик агентства „Русрейтинг“ Елизавета Белова. -Кроме того, высокие темпы роста у отдельных банков объясняются „низким стартом“, поскольку развивать это направление они начали позже других и практически с нуля». Что касается общих тенденций рынка розничного кредитования, участники рынка считают их адекватно отражающими существующие реалии.
«Повсеместный рост цен на квартиры, на порядки опережающий рост доходов населения, привел к тому, что все большее количество граждан, ранее рассчитывавших купить квартиру без кредита, обращаются в банки за ипотекой», — сказал руководитель Блока «Ипотечное кредитование» Альфа-Банка Илья Зибарев.
При этом, по словам участников рынка, за время, прошедшее с момента вступления в силу закона о долевом строительстве, банкиры научились обходить созданные им проблемы, применяя многочисленные схемы, в том числе вексельные.
Смену приоритетов с потребкредитования на кредитные карты участники рынка сочли вполне закономерной. При этом, как отметил зампредправления Инвестсбербанка Максим Чернущенко, «в связи с падением доходности по потребительским кредитам они становятся не столько способом заработка для банков, сколько каналом привлечения клиентов по кредитным картам, ведь большинство банков выдает кредитки лишь тем, кто удачно погасил потребкредиты». Что касается замедления темпов роста автокредитования, то, в отличие от аналитиков Альфа-Банка, объясняющих его насыщением рынка, участники рынка называют другие причины. По мнению зампредправления Абсолют-банка Олега Скворцова, за этим стоит рост благосостояния населения и вызванный этим всплеск спроса на автомобили, удовлетворить который дилеры не могут. |