14.07.15
ЗАО«Электронные системы» (ЭЛСИ) производит семейства турникетов, устройства проверки проездных документов, автоматы по продаже билетов и бесконтактных смарт-карт, устройства контроля электронных проездных документов, а также осуществляет монтаж и пуско-наладочные работы. ЭЛСИ работает с метрополитенами, пригородными железными дорогами, наземным транспортом.
Черкашин Геннадий Павлович, генеральный директор и основной акционер ЗАО «Электронные системы» (ЭЛСИ) ответил на наши вопросы.
— Геннадий Павлович, «ЭЛСИ» расшифровывается как электронные системы. Почему Вы занялись именно электронным бизнесом?
— Потому что основной костяк сотрудников «ЭЛСИ» работал на НПО «Электронмаш», чьей профильной продукцией была промышленная электроника. Нашей компании в мае исполнилось 25 лет. В ещё советское время итальянская Olivetti строила в России приборостроительный завод. В рамках этого строительства работники «Электронмаша» были, с одной стороны, представителями заказчика, а с другой стороны, у них начались совместные проекты с итальянцами. В конце концов, было создано совместное советско-итальянское предприятие. И до сих пор в числе акционеров находится бывший директор итальянской компании. Поэтому в настоящий момент «ЭЛСИ» – это закрытое акционерное общество с небольшой долей иностранного капитала.
— А почему Вы приняли решение перепрофилировать завод? — Мы создавались в период, когда советская промышленность практически остановилась. Традиционная продукция, которую «Электронмаш» выпускал, и для чего строился совместный завод, оказалась не востребована рынком. Мы ста ли искать новые ниши. И как раз Петербургский метрополитен начал искать исполнителя на новый проект системы электронной оплаты поездок. Был объявлен конкурс. В нём участвовали многие советские организации, были и европейцы, Olivetti тоже участвовала. Мы выступили с совместным советско-итальянским предложением. Транспортное предложение было для нас новым направлением. Но у нас были квалифицированные кадры программистов, электронщиков. В то время, когда заказы на промышленную автоматику и электронику не поступали, промышленность остановилась, найти нишу общественного транспорта стало настоящей находкой. Хотя был большой скептицизм по поводу того, что будет финансирование. Но, тем не менее, благодаря энтузиазму сотрудников метрополитена и руководства Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, благодаря поддержке Законодательного собрания, проект состоялся. В 1993 году пассажиры Петербургского метрополитена стали проходить в метро по магнитным картам. С тех пор произошла эволюция систем, технологий. А с финансированием нам еще с тех времен помогает «Балтинвестбанк», который в то время назывался «Балтонэксим Банк». Тогда были определённые правила, что бюджетные проекты должны были идти через казначейство, а казначейские счета были в «Балтонэксим Банке». Мы до сих пор с ним работаем, нам нравится всё. Пользуемся кредитами, кредитными линиями, гарантиями банка. Сегодня это наш ключевой партнёр от банков, наш рабочий банк. Но работаем также и с другими банками, так как бывают определённые требования заказчиков по гарантиям.
— Вы основной организатор «ЭЛСИ»? — Я один из основных акционеров «ЭЛСИ». Изначально нас было три партнёра. Было определённое распределение ролей. Я был техническим лидером и техническим директором компании с момента её создания, руководил непосредственно всеми разработками. Вопросами организации бизнеса и администрирования занимался другой партнёр. Третий партнёр занимался сбытом и маркетингом. К сожалению, один уже умер, второй находится на инвалидности. Поэтому последние 7 лет я курирую все эти вопросы.
— Геннадий Павлович, то есть Вы стояли у истоков новой отрасли? — Да, это был первый подобный проект в нашей стране. С тех пор мы многого достигли. Мы установили наши системы на всех вокзалах Санкт-Петербурга. Наши системы были установлены в метро Санкт-Петербурга, Казани, Москвы и Алматы. Мы помогали проводить олимпиаду в Сочи и саммит АТЭС во Владивостоке. Плюс наши системы работают в городском пассажирском транспорте и на железных дорогах.
— То есть «ЭЛСИ» уже работает не только в России? — В 2011 году у нас был проект с метрополитеном в Алматы. Там установлены полностью наши системы и оборудование. Проект метрополитена очень старый, почти 20 лет. Но к моменту, когда нужно было запускать метро, Казахстан, в силу каких-то причин, пошёл на сближение с Китаем, Южной Кореей, Японией. В конечном итоге из инженерных систем было очень мало оставлено тех, которые изначально закладывались в проектах. Всего несколько систем, и одна из них наша. Всё, что касается оплаты проезда, – это наше. А в 2015 году мы запустили там еще 2 новые станции. Кроме того, по наземному транспорту у нас с казахскими партнерами идут переговоры, но до конкретики пока далеко. Идёт подготовительная фаза – создаются альянсы.
— С точки зрения технологий, Вы на равных конкурируете с иностранцами? — Да, вполне. Есть стандарты, которым нужно следовать, поэтому технологически примерно все на равных. Предложения на конкурсах все примерно одинаковые. Вопрос остаётся, в первую очередь, в плоскости политики, а потом уже цены и качества исполнения.
— А в России у Вас конкуренты существуют? — Существуют, конечно. Мы компания, которая предлагает комплексные решения. Одно направление – это проектирование, разработка программного обеспечения, поставка, системная интеграция оборудования. А другое направление – это производство специализированного оборудования, которое используется в системах (турникеты, автоматы, валидаторы). У нас есть сильные конкуренты по направлениям. А вот в целом в России нет компании, которая бы занималась всем комплексно. Кто-то занимается системной интеграцией, но покупает оборудование. Кто-то наоборот, производит оборудование, но не занимается системной интеграцией.
— Геннадий Павлович, на Вашей компании сказались западные санкции? — Что касается текущей ситуации, то для нас это плюс. Потому что мы всегда очень сильно конкурировали с крупной европейской компанией по Москве. Они буквально во всех тендерах с нами участвовали. Правда, ни разу не выиграли. Но дыхание их всё время чувствуется. Мобилизующее. Что касается импортных комплектующих, то в электронике без импорта никак нельзя. Однако сложностей с закупками мы не испытываем, поскольку у нас используются стандартные микросхемы, мы используем только компоненты, которые можно купить где угодно.
— Каковы Ваши планы на будущее? — Самый главный рынок для нас сегодня – это Москва. Там продолжается строительство новых станций метрополитена, строится кольцевая железная дорога, которая становится внутренней городской магистралью, идёт развитие пригородных сообщений. Ничего не останавливается, планы не корректируются. Есть только технологические изменения сроков строительства. Ведь строящийся метрополитен – это живой организм. Например, должны были в 2015 году открыть 10 станций метро, теперь планируют открыть 8 станций. Может, к концу года станет ясно, что не 8, а 12 или 6. Но, в принципе, работа идёт, метрополитен строится, ничего не меняется. Второй крупный проект – Московская кольцевая железная дорога. Всё идёт по плану. В 2015 году заканчивается всё строительство так называемых транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Они строятся как интермодальный пересадочный узел (электрички, метро, автобусы) с коммерческими площадями. В прошлом году 2 ТПУ было, сейчас мы получили заказ на следующие 2 ТПУ и ещё ждём 2. Всего будет 38. В сентябре 2016 года движение будет открыто. Ничего не корректируется, как ни странно. К чемпионату мира по футболу будут строиться новые станции метро, в проектах которых заложены наши решения (одна – в Казани и четыре – в Петербурге). Для стадиона «Лужники» мы подали своё предложение. Если оно пройдёт, то мы, наверное, и в другие строящиеся стадионы будем предлагать свои решения. Так что, перспективы наши, как ни странно, оптимистичные.
— Впечатляет, что, несмотря на кризис, в Петербурге есть успешно развивающиеся предприятия. Успехов Вам! — Спасибо. Интервью подготовил Владимир Шевченко
|