27.11.15
О микрофинансовых организациях мы слышим последние пять лет после введения Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Причем, если сначала все к ним относились с недоверием, как к чему-то несерьезному, но в последнее время, в связи с ужесточением контроля отношение к МФО стало меняться. Стали разделять микрофинансовые организации на «хорошие» и «плохие». Добросовестные участники рынка подотчетны Центральному Банку (ранее они отчитывались в ФСФР), функционируют в рамках действующего законодательства, сведения о них должны быть занесены в государственный реестр микрофинансовых организаций. И если последнее время мы наблюдаем массовый отзыв лицензий у банков, то рынке микрофинансирования последние три года идет небывалый подъем. А рынок микрофинансирования по сравнению с рынком кредитования малого бизнеса банками в 2015 году рос темпом в 3 раза быстрее. Объяснить это можно востребованностью данного сегмента. Известно, что микрофинансовые организации кредитуют под более высокий процент, но и хлопот с получением кредита гораздо меньше. Деньги можно получить с гораздо меньшим количеством документов и в сжатые сроки. Правда, на длинный срок брать будет слишком дорого, поэтому такой кредит лучше брать на короткое время. Тогда как банковский кредит берут на более длительный срок и по более выгодным ставкам.
Андрей Шаров, Вице-президент – начальник управления развития малого бизнеса ПАО Сбербанк в рамках XIV Национальной конференции по микрофинансированию и финансовой доступности «Микрофинансирование. Версия 2.0» объяснил: «Микрофинансирование - это сектор, который предоставляет доступные кредитные ресурсы начинающим предпринимателям. Тем ребятам, которые еще не имеют кредитной истории, тем ребятам, которые только пробуют себя в бизнесе. И мы рассматриваем микрофинасовые организации как наших партнеров. Это те компании, которые по сути «выращивают» для нас клиентов. Это с одной стороны. С другой стороны, сам Сбербанк - крупнейшая микрофинансовая организация страны. 95 млрд рублей составляет наш портфель беззалогового кредитования. Средний чек 500 тыс рублей. Для сравнения - весь рынок микрофинансирования для малого бизнеса составляет где-то порядка 60 млрд рублей».
Микрофинансовые организации могут быть как коммерческими, так и государственными. По словам А. Шарова, примерно 40% микрофинансовых займов занимают государственные фонды, которые были созданы несколько лет назад. Ставки у них значительно ниже. Сейчас очень важно чтобы конкретные условия между частными микрофинансовыми организациями и государственными были равными. Как этого достичь? Допустим, частная компания не идет на Северный Кавказ, или не идет в моногорода, или не занимается финансированием стартующих фармацевтических компаний или инжиниринговых. Пусть таким финансированием занимаются госкомпании. Если на рынке уже присутствуют частные МФО и успешно конкурируют, здесь государство должно потесниться.
Банки и микрофинансовые организации в части малого бизнеса не конкурируют. Они занимают разные сегменты. Во-первых, несопоставимы по объему. Во-вторых, ставки в банках всегда ниже. А требования банковские, как правило, всегда выше. Банковский клиент с точки зрения финансовой устойчивости и кредитной истории более эффективный. Микрофинансирование необходимо тем, кому нужны быстрые, пусть даже достаточно дорогие деньги, но с минимальным финансовым анализом. Как правило, это старт-апы.
В перспективе, по мнению А. Шарова, микрофинансированием должны заниматься только микрофинансовые организации. А банки бы перешли в нишу инвестиционного оборотного финансирования на суммы свыше 3-4 млн рублей, такие как 5-10 млн рублей и выше. Нишу до 3-х млн рублей должны занять частные микрофинансовые организации. Это не случится одномоментно, и Сбербанк не уходит пока с рынка микрофинансирования. Если Сбербанк уйдет, будет «дыра» в 90 млрд. рублей. И пока никто не сможет предложить предпринимателям эти деньги.
Поэтому задачей Сбербанка А. Шаров считает развить МФО и сделать микрофинансирование на небольшие суммы доступными для клиентов. Это задача на период ближайших 5-ти лет.
Однако, серьезной проблемой развития рынка МФО все связывают с трудностью фондирования. Банки не очень охотно кредитуют МФО. «Чтобы банки кредитовали МФО, они должны соответствовать самым высоким стандартам. Даже более высоким, чем мы применяем к заемщикам из нефинансового сектора. Сбербанк заинтересован в том, чтобы качество финансовых организаций было таким, чтобы банкиры давали деньги им охотнее, чем клиентам - бизнесменам. Нужно вместе сделать программу стандартизации и повышения прозрачности МФО. В этом случае банки смогут активно кредитовать их», - заключил Андрей Шаров.
Т.Т. |