17.12.15 01:03:00
1. Политика Несмотря на кажущуюся удаленность от политики, центробанки и их действия еще никогда, по крайней мере, в последние десять лет не были так политизированы, как сейчас. Первое с 2006 года повышение ставки, по мнению большинства республиканцев, сильно запоздало. Это следовало сделать, по всеобщему мнению критиков ФРС, в 2010 или в крайнем случае в 11-м годах. Если рынки и экономика отреагируют на повышение ставки негативно, то это даст консерваторам, включая кандидатов в президенты Рэнда Пола и Теда Круза, дополнительные аргументы для критики Федрезерва и нажима на Конгресс с целью поставить главный банк страны под контроль властей. «Федрезерв на грани совершения исторической ошибки, которая может занять достойное место в одном ряду с большими ошибками 1927 и 29 годов, — считает критик Федрезерва и главный глобальный стратег компании West Shore Funds Джеймс Рикардс. — Искусственно вводя слабость, они, вероятно, спровоцируют рецессию». Решение Федрезерва будет также иметь серьезнейшие последствия для президентской кампании 2016 года. Кандидат от демократов Хиллари Клинтон рассчитывает попасть в следующем году в Белый дом при помощи роста экономики и подъема зарплат. Именно это при помощи осторожного подъема ставки и немедленного прекращения процесса в случае малейших признаков неприятностей пообещала глава ФРС Джанет Йеллен. Однако подобная осторожность, по мнению многих в Америке, сыграет плохую службу американской экономике, которой нужна хорошая встряска. Президенту ЕЦБ Марио Драги тоже приходится лавировать между двумя противоположными лагерями. Рынки требуют решительных действий, а влиятельный немецкий Bundesbank постоянно жалуется на низкую инфляцию и чрезмерные вливания в экономику. Рынкам Драги с его намерением закачивать десятки миллиардов евро в экономику по душе. Не удивительно придуманное ими прозвище — СуперМарио. Однако сейчас энтузиазм, с которым инвесторы встретили приход Драги, поубавился. Его многочисленные обещания сделать все возможное для роста экономики не подкрепились декабрьским решением ЕЦБ. Нерешительность Марио Драги усиливает его оппонентов в самом Банке. Главным образом, это представители немецкого Центробанка, выступающие против дальнейшего расширения и углубления количественного смягчения. Сейчас им на руку еще и то, что многие европейские правительства начинают постепенно отходить от жесткой фискальной политики.
2. Рынки ценных бумаг
В случае ожидаемого повышения ставки Федрезервом на четверть процента в среду рынки отреагируют резкой продажей ценных бумаг лишь в том случае, если ведомство Йеллен, неоднократно выражавшей надежду, что американская экономика спокойно воспримет регулярные небольшие изменения ставки, изменит свое решение и обратится к политике резких изменений. Рынки уже давно ждали перемен и настроились на них. Сейчас, поэтому, возникла в чем-то даже парадоксальная ситуация — наибольший ущерб был бы, если бы в ФРС передумали и по каким-то причинам не изменили ставку. Рост ставок повышает вероятность дефолтов по корпоративным облигациям. Инвесторы на всякий случай покидают наиболее уязвимые рынки. К примеру, энергетический. Достаточно сказать, что отток капитала в первую неделю декабря был на уровне 3,8 млрд долларов. Это самый высокий отток капиталов почти за четыре месяца. В Европе любое понижение стоимости евро по отношению к доллару поможет многонациональным компаниям экспортировать свою продукцию. В Китае любое укрепление доллара в результате повышения учетной ставки Федрезервом, вероятно, вынудит китайские власти продолжить недавно возобновленную политику ослабления юаня по отношению к американскому доллару.
3. Доллар и евро
Теоретически более высокие учетные ставки должны повысить стоимость доллара по отношению к евро и придать американской валюте привлекательность в глазах инвесторов. Это поможет ряду членов еврозоны, таким, как, например, Германия и Италия, которым слабый евро помогает продавать свои товары и изделия за рубеж. Проблема в том, что ожидается, что рост ставки в Америке не будет сиюминутным, одноразовым и займет некоторое время. Только в этом году доллар уже подорожал по отношению к евро почти на 10%. Поэтому немало специалистов считают, что рост курса происходит уже за счет инерции и постепенно выдыхается. По мнению экспертов, на курс доллара к евро серьезное значение будет оказывать состояние американской экономики в 2016 году и, конечно же, дальнейшая политика Федрезерва в этом вопросе. Пока валютные колебания происходят без каких бы то ни было политических потрясений по обе стороны Атлантики. Однако с учетом того, что расхождения монетарных политик ФРС и ЕЦБ, которое скорее всего продлится месяцы, а возможно, и годы, политикам и в Америке, и в Европе придется пристально следить за поведением валют друг друга, чтобы избежать валютных войн и других нежелательных последствий.
4. Что будет делать Федрезерв после среды?
Больше всего инвесторы сейчас хотели бы знать, что будет делать ФРС дальше? В отличие от предыдущих циклов сейчас рост экономики США не такой уж и сильный. Многие специалисты даже считают, что ФРС подняли сейчас ставку для того, чтобы иметь впоследствии, скажем, в 2016 году, если у экономики возникнут проблемы, возможность ее опять снизить. Однако больше распространено мнение, что если не возникнет проблем с безработицей и ростом зарплат, то ФРС ненамного поднимет ставку в 2016 году 3-4 раза.
5. Банки
Больше всех, конечно, ждали этой среды финансисты с Уолл-стрит. Подъем ставки Федрезервом позволит им увеличить главное орудие получения прибыли — ссудную маржу, т.е. разницу между стоимостью привлеченных средств и доходом от кредитования. Сейчас она самая низкая за последние 11 лет. Однако маленького подъема ставки может оказаться недостаточно для существенного роста прибыли банков во время жесткого регулирования их деятельности, рыночной турбулентности и замедления финансовых операций. Финансисты уверяют, что ФРС должна действовать более агрессивно, чтобы банки смогли почувствовать хотя бы незначительное облегчение после нескольких лет низкой маржи и вновь запустить процесс кредитования на полную мощность. Для европейских банков решение ФРС менее важно, потому что они редко занимаются кредитованием в Америке. Главная забота сейчас банков Старого Света — еврозона и слабые перспективы роста ее экономики.
|