22.03.16
Экономика региона и бизнес-среда заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса. Однако, именно этот сегмент острее всего ощущает на себе влияние экономического кризиса и финансовой нестабильности в различных отраслях. Как можно поддержать в существующих экономических условиях предпринимателей и какие инструменты для этого подходят больше всего? На начало 2015 года в Петербурге насчитывалось около 370 тысяч компаний малого и среднего бизнеса (МСБ), в которых работают около 1,2 млн человек. Из них две трети - это микропредприятия со штатом до 10 человек, 18 тысяч – малых, около 500 - средних, и более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей. Почти половина из них традиционно работает в сфере торговли и бытовых услуг, чуть больше 10% – в сфере транспорта и связи, а около 20% занимаются операциями с недвижимостью. В реальном секторе задействовано всего около 15% компаний. В основном они работают в строительстве и обрабатывающем производстве. Роль малого предпринимательства в экономике города очень заметна - почти 27% дохода в консолидированный бюджет Петербурга всегда приносил как раз малый бизнес. В 2015 году в зону риска попали компании, на рынках сбыта продукции и услуг которых произошло изменение структуры спроса. Вместе с тем, для представителей малого предпринимательства текущий кризис – это не угроза, а, скорее, возможность пересмотреть подходы к развитию своего бизнеса. «Новая конъюнктура отечественного рынка открывает перед субъектами малого и микробизнеса новые и весьма перспективные возможности, потому что они более мобильны в оперативном принятии решений и обладают большим потенциалом в привлечении кредитных ресурсов. Именно они могут обеспечить устойчивость и рост экономики Северо-Западного региона», - комментирует Надежда Логачева, заместитель начальника управления обслуживания физических лиц и малого бизнеса Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка. Выделение ЦБ РФ системно значимых банков и отзыв лицензии у 96 игроков рынка привело не только к консолидации банковских активов, но и клиентов в крупнейших банках страны. «За 2015 год мы привлекли на расчетно-кассовое обслуживание более 9 тысяч клиентов малого и микробизнеса против 2000 клиентов в 2014 году», - подтвердила тренд Логачева. «Из новых компаний только 20-25% приходят за кредитом, остальные обращаются в банк за качественным транзакционным бизнесом», - добавляет она. Сегодня многие коммерческие банки предлагают пакетные предложения, которые позволяют клиентам точно планировать свои расходы на РКО и экономить на дополнительных услугах, стоимость которых уже включена в стоимость пакета, что особенно важно в период, когда каждая компания заинтересована в снижении расходов и повышении эффективности своего бизнеса. Надежда Логачева добавляет: «На стоимости банковских сервисов можно сэкономить порядка 25 — 50%». Новые экономические реалии рынка и взаимодействия контрагентов и поставщиков приводят к росту спроса со стороны клиентов малого бизнеса на продукты и услуги, которые ранее были востребованы клиентами крупного и среднего бизнеса. «С увеличением рисков неисполнения платежных обязательств и ужесточением требований к российским импортерам со стороны иностранных поставщиков вырос спрос на хеджирование и документарные операции», - констатирует Логачева. «Кроме того, в связи с высокой волатильностью курсов валют вырос спрос на конверсионные сделки. Подключение к дистанционной электронной торговой платформе R-Dealer предоставляет нашим клиентам возможность без комиссии конвертировать денежные средства напрямую на бирже по выгодному курсу без участия банка. Клиент может зафиксировать курс валюты online под будущие поступления и существенно оптимизировать свои операционные расходы», - добавляет спикер. В 2015 году на рынок банковского кредитования стал восстанавливаться только к осени. В целом же за год наблюдалось сокращение спроса на этот продукт. В 2016 год банкиры смотрят с оптимизмом и ожидают восстановление спроса на определенные банковские кредиты со стороны бизнеса. «По итогам кризисного 2015 года стало четко видно, что уровень риска клиентов, активно работающих с контрагентами и поставщиками через расчетный счет, существенно ниже, чем у тех, для кого мы не являемся домашним банком. Поэтому Райффайзенбанк продолжит в 2016 году кредитование в виде овердрафта на основе стабильных оборотов по расчетному счету, будет предлагать долгосрочное инвестиционное кредитование для реализации планов, время для реализации которых наступило в 2016 году, а также активное финансирование компаний в целях пополнения оборотных средств. Наращивание объемов кредитования малого бизнеса будет важной для нас задачей в 2016 году», - сообщила Надежда Логачева. В итоге можно сказать, что в целом ожидания на 2016 год более оптимистичны. Банки оптимизируют продуктовую линейку для предпринимателей, развивают дистанционные каналы обслуживания клиентов и предлагают новые сервисы. А для представителей бизнеса текущий кризис – не столько угроза, сколько возможность перестроить свой бизнес, найти новый путь к его развитию. Анна МИХЕЕВА.
|