04.05.16 10:08:00
Эко-политика
На минувшей неделе власти Эквадора подвели предварительные итоги землетрясения в стране: 700-800 погибших, десятки тысяч оставшихся без жилья, экономический ущерб превысил 3 млрд. долларов – для государства с населением в 16 млн. человек и ВВП лишь в 100 млрд. долларов это очень много; экономика, кстати, и без того уже ушла в минус – так что новый катаклизм ей пришёлся совсем некстати. От аналогичного бедствия в Японии погибли около 50 человек и были ранены порядка двух тысяч, а для экономики главным последствием стали временные остановки работы некоторых заводов, отчего нарушились поставки в другие регионы мира – например, General Motors из-за этого пришлось на несколько дней остановить свои предприятия в США.
В политике можно выделить досрочные парламентские выборы в Сербии, где победила правящая проевропейская партия (вместе с союзниками) – стало быть, движение к интеграции страны с ЕС должно усилиться. В США на первичных выборах фавориты прежние, а Wall Street Journal указал на новую способность Трампа зарабатывать деньги – он обернул себе на пользу "экологический" закон штата Нью-Джерси: в своих гольф-клубах выделил участки под… пастбища для коз – и на этом изрядно сэкономил, уплатив лишь 1 тыс. долларов налога на землю вместо 80 тыс., которые бы ему причитались без этой хитрости. Впрочем, тут Трамп не одинок: с той же целью BMW насадила возле своего офиса яблоневый сад, а Merrill Lynch даже растит сою – Гринпис в восторге.
Монетарное безумие
Денежные рынки. Банк Японии взял паузу в смягчении монетарной политики – несмотря на яростное давление правительства, требующего "скорее сделать что-нибудь" для стимулирования слабой экономики. На сей раз главным пожеланием было увести в минус кредитные ставки – т.е. создать такую ситуацию, что если банк занимает у ЦБ, то ему за это ещё и приплачивают. Пока Банк Японии сопротивляется – в основном из-за грубости давления: мол, надо показать свою независимость – но со временем он, видимо, пойдёт на это. Конечно, это безумие, но сейчас вся монетарная политика безумна: центробанки силятся вызвать рост экономик своих стран любыми средствами – даже если для подобного роста нет сколько-нибудь достаточных фундаментальных оснований. ФРС США предсказуемо оставила всё как есть – а поскольку на сей раз не было запланировано ни пресс-конференции управляющей Джанет Йеллен, ни свежих оценок центробанкиров по ставкам, ВВП и инфляции, вся информация о заседании содержится в сопроводительном пресс-релизе. Там нет ничего интересного: Комитет по открытому рынку констатирует улучшение картины в экономике страны (особенно ширящийся прогресс занятости) и утихание прежних страстей на глобальных финансовых рынках – в то же время отмечая сохранение низкой инфляции, вялость инвестиций (разумеется, последние завалились прежде всего в добывающей промышленности) и экспорта. Итог очевиден: повышение ставки в июне по-прежнему возможно – но не предопределено. Банк России оставил без изменений ключевую ставку (11%) – ссылаясь на угрозу инфляции и бардак в бюджетном процессе; проблема в том, что эти факторы едва ли не вечные – и если когда-то ЦБ решится на смягчение, то сделает это вопреки им; так что его "аргументы" явно лукавые. Центробанк Венгрии снизил базовую ставку на 0.15% до 1.05% - дефляция раздражает; его коллеги из Бразилии, Египта и Новой Зеландии ожидаемо не стали ничего менять. Отметим решение агентства Moody's оставить рейтинг РФ на прежнем уровне – формально он "мусорный", но лишь на один пункт ниже минимального инвестиционного; у Fitch расклад похожий, но там показатель на одну ступеньку выше – в обоих случаях прогноз негативен, ибо не видно никаких структурных реформ.
Валютные рынки. Заседания центробанков оказали зримое воздействие на форекс – доллар ещё подешевел (но финиш его спада уже близок), однако главным героем стала йена: разочарованная итогами собрания Банка Японии, она взлетела до 106 против бакса – к негодованию власти Токио. Австралийский доллар частично компенсировал прежнее падение – отметив годовой пик; окреп и стерлинг – благодаря визиту Обамы в Лондон; рубль скромен – рублёвая цена на нефть неприемлемо низка для бюджета (около 3000 за баррель). Юань ослаб до месячного дна – и это не предел: курс вполне может достичь 6.55/65 к доллару, прежде чем китайская валюта возобновит укрепление – а последнее реально в случае улучшения ситуации с глобальным спросом, инфляцией и слабостью товарных рынков; однако и пузыри в КНР тоже, конечно, повлияют на рыночные курсы.
Фондовые рынки. Ведущие биржи вели себя в целом нейтрально, хотя и нервно: центробанки не давали им покоя, но ничего особо сенсационного не родили; рынок Токио рухнул из-за отказа Банка Японии немедленно смягчить монетарную политику. Отчётов всё больше – как ни странно, сектор сырья и его переработки оказался не так уж плох. Да, у BP опять убыток, однако он ниже ожидаемого; радовали и показатели DuPont: профит и продажи лучше ожиданий, прогноз повышен; у Exxon Mobil прибыль упала в 2.5 раза, а выручка – в полтора, но рынок ждал ещё худших чисел. И та же картина у Dow Chemical – профит и продажи явно снизились, но превзошли чаяния экспертов. Огорчил только Chevron – у него убыток, причём много более крупный, чем ожидалось. В индустриальном сегменте неплохо выступила 3M: показатели и прогноз чуть лучше чаяний экспертов, хотя выручка упала. Тогда как у Boeing хороши только продажи (и то благодаря военному сегменту), а прибыль и прогнозы хуже ожиданий. Обратная ситуация у International Paper: профит хорош, но выручка не очень. И только у United Technologies все показатели и прогнозы превзошли оценки аналитиков – да ещё объявлена программа выкупа акций. Успешно отчитался и Ford – вообще, автомобильные гиганты показали себя очень неплохо. И наоборот, у Caterpillar и отчёт плох, и прогноз понижен: за это акции наказали распродажей – впрочем, весьма скромной. В потребительском секторе скромно отчиталась Procter & Gamble, да и прогноз не блеснул – зато объявлен выкуп акций на 8 млрд.; получше выглядит табачник Altria – показатели выросли, а прогноз подтверждён. Ожидаемо выступила AT&T; Twitter плох по выручке, числу новых клиентов и прогнозу: оттого акции обвалились на 13% - и уже близки к рекордному минимуму. На 8% упали и бумаги Apple, чей отчёт очень плох: явно хуже чаяний аналитиков прибыль и выручка – причём последняя снизилась впервые за 13 лет; продажи айфонов упали на 16.3% (первый минус за 8 лет) – а прогноз выручки на текущий квартал на 11% слабее оценок экспертов; прочее также грустно. Зато Facebook, Amazon и Linkedin порадовали – после чего акции этих фирм взлетели на 8-13%.
Из прочего отметим соглашение (правда, пока не окончательное) между Volkswagen и властями в США по выплате первых штрафов за "дизельный скандал" – суммы ещё не вполне ясны, но автогигант уже зарезервировал на эти цели 16.2 млрд. евро, хотя в итоге ему, возможно, придётся раскошелиться на ещё большую сумму. У Goldman Sachs скандалы в основном остались позади – но финансовый сектор валится, отчего у компании перманентные трудности; и теперь её начальство вспомнило, что оно вообще-то возглавляет банк, который способен принимать вклады – и решило сделать упор на мелкорозничный сектор: отныне всякий мелкий физик может открыть в Голдмане счёт на любую сумму, начиная с $1 – вот как измельчали некогда всесильные тузы Уолл-Стрит!
Товарные рынки. Нефть и газ, промышленные и драгоценные металлы продолжают удерживать недавние завоевания; особых изменений фундаментальных факторов вокруг этих активов не видно. На аграрном рынке успешны соя и её производные (шрот, масло) и рапс; более-менее стабилен рис – а прочие зерновые утратили немалую часть приобретений последних недель. То же касается кофе и цитрусовых – но сахар, хлопок и особенно какао по-прежнему оптимистичны. В сегменте животноводства относительно устойчива только свинина, зато у говядины свежий минимум за 4 года, а у молока – даже за 6. В целом рынок по-прежнему слаб – но есть и признаки стабилизации.
Статистические расхождения
Азия и Океания. Значимых китайских данных на прошлой неделе не было – но замедление экономики КНР зримо влияет на состояние хозяйства всего континента. Так, ВВП Тайваня в январе-марте упал на 0.84% в год – дно с 2009-го; ВВП Южной Кореи замедлил годовой рост до +2.7% (в конце 2015-го было +3.1%); уменьшилась и квартальная прибавка – до +0.4%; причём частное потребление сократилось на 0.3%, а экспорт – на 1.7% - и только инвестиции окрепли на 1.2%, хотя тем самым лишь отыграли падение октября-декабря (-0.9%); выпуск корейской индустрии в марте упал на 1.5%. Потребительские цены в Сингапуре сжались на 1.0% в год: хуже (-1.1%) было в апреле 2002-го, а до того – только в конце 1999-го. Похожий процесс идёт и в Австралии (хотя там цены в плюсе), чей CPI в январе-марте замедлился до +1.3%, а без учёта волатильных компонент – до +1.7%: слабее эти показатели были лишь во второй половине 1999-го, т.е. более 16 лет назад. Мощный залп статистики выпустила Япония – состояние экономики которой чётко характеризует провал опережающих индикаторов до 6-летнего минимума; слабая активность всех отраслей тоже весьма показательна. Динамика розницы (-1.1% в год) и расходов домохозяйств (-5.3%) худшая за год; уровни общей (-0.1%) и чистой (-0.3%) инфляции слабейшие за 3 года. Разумеется, не всё так однозначно – например, промышленное производство выросло на 3.6% в месяц, хотя и не отыграло падения предыдущего месяца (-5.2%). Безработица уменьшилась – правда, в основном благодаря игрищам статистиков и демографическим процессам; стройка заметно активизировалась – т.е. в экономике страны есть и поводы для оптимизма, однако общая картина по-прежнему весьма негативная. И, главное, поделать с этим ничего нельзя – Япония жёстко зависима от внешнего спроса.
Европа. ВВП Великобритании в январе-марте вырос на 0.4% в квартал и 2.1% в год – последняя величина повторяет 3-летние минимумы; любопытно, что в плюсе только услуги – тогда как индустрия, стройка и аграрный сектор ушли в минус. Экономика Бельгии прибавила 0.2% и 1.5% - последняя величина повторяет максимум за 4.5 года, однако первая уже явно замедляется. Похожая картина во Франции: +0.5% и +1.3% - лучше прогноза, но годовой рост уменьшился после пика за 4 года в конце 2015-го; потребление и инвестиции неплохи, казённые траты и экспорт снижаются. Примерно то же и в Австрии (+0.4% и +1.3% - 2-летняя вершина), ещё мощнее Испания (+0.8% и +3.4%) – ну и, как логическое продолжение подобных успехов, ВВП еврозоны повторил 5-летние максимумы квартального (+0.6%) и годового (+1.6%) роста, превзойдя ожидания аналитиков. Баланс промышленных заказов Британии в апреле остался в глубоком минусе – пусть и немного улучшился. Деловой климат Швеции отметил 9-месячное дно – особенно плоха обрабатывающая промышленность; в Италии мини-прогресс, а в Германии (версия IFO) мини-регресс – у последней снова ослабла оценка текущей ситуации; в еврозоне в целом показатели стабильно слабы – во всяком случае, бизнес-климат явно хуже его показателей прошлого года. Немецкие цены на импорт сжались на 5.9% в год – дно с осени 2009-го; там же цены производителей Франции (-4.2%) – а вот в Швеции и Испании низы были месяцем ранее, а весной уже появились кое-какие признаки стабилизации. Потребительские цены ведущих стран еврозоны в апреле просели – везде худшие минусы за несколько лет; логично, что в отрицательную область ушла и еврозона в целом (-0.2%). Широкая денежная масса М3 в еврозоне прибавила 5% в год, но рост займов замедлился до +3.1%: кредиты всё больше шли казне (+10.1%), частникам достались объедки (+1.1%); ипотека Британии ужалась до 3-месячного дна. Настроения шведов худшие за 5 месяцев, итальянцев – за 7, французов – за 9 (прогноз личных финансов и уровня жизни мрачнейший за 14-15 месяцев), англичане – за 16; зато немцы веселы как никогда с лета 2015-го – доходы хороши, занятость растёт. А в Испании она упала, но по сезонным причинам – к лету безработица уйдёт ниже 20%. Неплох индикатор потребления Швейцарии от UBS, крепнут расходы французов, продажи в Испании на 5-месячном пике; но в Швеции у них 2-летнее дно, в Германии случился внезапный спад на 1.1% в месяц (такого не бывало с сентября 2014-го), а в Британии баланс покупок рухнул к низам с 2012-го.
Америка. ВВП США вырос в январе-марте лишь на 0.1% в квартал – минимум за 2 года; инвестиции в минусе уже три квартала подряд, а потребление спасают расходы на здравоохранение, взлетевшие после реформы Обамы – к тому же на сей раз заметно увеличились ещё и траты на отопление, что для зимы вообще-то совсем и не удивительно. Исключая статистические махинации, получим мрачную картину: у реального душевого ВВП -0.7% в квартал и -1.5% в год (минус отмечается уже 42-й квартал подряд) – а его уровень худший почти за 30 лет и более чем на 20% слабее пика начала 2000-го; частное потребление на дне с 1983-го и на четверть ниже вершины; зарплата на одного занятого ушла с максимума уже на 30% и опустилась к уровням конца 1958-го – весело. Заказы на товары длительного пользования в марте выросли лишь на 0.8% в месяц после провала в 3.1% месяцем ранее; за вычетом волатильного транспортного сектора спад сохранился (-0.2% после -1.3%), чистые капитальные заказы весьма слабы (0.0% после -2.7%). PMI Markit в сфере услуг чуть усилился – но остался скромным (52.1); индекс ФРБ Далласа держится в минусе – хотя новые заказы подскочили; показатель его коллег из Ричмонда ухудшился – но только в сравнении с многолетним пиком предыдущего месяца; индикатор ФРБ Канзас-Сити выглядит мрачно – позитивны в нём только прогнозы, но одними ожиданиями сыт не будешь; наконец, вернулся к стагнации и PMI Чикаго (50.4) при спаде новых заказов и занятости – но этот индекс любит летать туда-сюда. Цены на жильё от S&P/Case-Shiller замедлялись; продажи новостроек падали третий месяц подряд – причём медианная цена сокращалась, а средняя, напротив, росла (т.е. основной спрос сосредоточен в дорогом сегменте); на рынке отмечается и затоваривание – предложение жилья, делённое на объём продаж, на пике с июля 2013-го. Потребители США в апреле помрачнели по всем версиям – впрочем, им далеко до бразильцев, у которых рекордно худшие настроения. Продажи в сетях ритейлеров слабы, частный спрос тоже; это подтвердили траты людей, чей годовой рост с поправкой на официозную инфляцию минимален за 2 года, несмотря на больший прогресс дохода – даже Фед на последнем заседании отметил это: мол, мы тут стараемся, а они "зажались" – как не стыдно!
Россия. В январе-марте ввод жилья сократился на 16.3% в год – хотя отчасти тут виноват эффект слишком высокой базы годичной давности: если сравнивать с первым кварталом 2014-го, то старт нынешнего года не так плох (+11.7%). Оценки ситуации в экономике в целом у разных исследователей разошлись: в марте Росстат узрел рост в индустрии на 0.4% в месяц – тогда как обзор ВЭБа говорит о спаде на 0.6% (в том числе в обрабатывающих отраслях – на 1.1%). От этого можно было б отмахнуться – де, мало ли что пишут всякие алармисты; но мониторинг ВЭБа ведёт его главный экономист Андрей Клепач, который ранее делал то же в МЭР – а у последнего методика очистки от сезонных факторов явно лучше росстатовской. Схожий раздрай в оценке деловой активности и других показателей: у официоза прогресс, у ВШЭ застой и спад. И у нас расхождения с официозом: МЭР оценило ВВП в марте как -1.8% в год, а мы – как -4.1%. Отнюдь не оптимистична и Markit: в апреле PMI индустрии РФ ушёл на 8-месячное дно 48.0 и близок к минимумам текущего кризиса; скорость падения производства уже достигла уровней 2009 года – короче, весёлого мало. Сергей Егишянц, Эксперт ИК «Ай Ти Инвест» |