12.10.16
В течение первых 7-ми месяцев 2016 года в России в целом и в Петербурге в частности отмечен рост автомобильных покупок, совершенных в кредит и в лизинг. Каков сегодня размер первоначального взноса по кредиту и можно ли избежать его внесения? Какова страховая нагрузка на кредитного и лизингового покупателя? Какие автомобили предпочитает сегодняшний покупатель? Какова их средняя стоимость?
Эти и другие вопросы финансисты и автодилеры обсудили на круглом столе, организованном порталом www.ttfinance.ru совместно с газетой «МК в Питере»
Продажи снижаются, спрос дешевеет
По словам Максима Прутковского, руководителя отдела продаж «Автоцентра «Василеостровский» (Группа компаний «Терра Авто»), продажи автомобилей в России снижаются, начиная с 2015 года. За 7 месяцев 2016 года по стране в целом это снижение составило порядка 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). «По марке KIA падение составило 10%, то есть меньше, чем доля рынка в среднем, - добавил Прутковский, - но в Петербурге КIA, наоборот, начал терять свою долю. Это обеспокоило KIA Motor Rus, и сейчас компания очень активно поддерживает продажи в нашем регионе: с октября она запустила дополнительную программу кредитования и дополнительные скидки».
Наш обзвон дилеров KIA показал, что наибольшее единство дилеры проявляют при определении кредитных условий: ставка – 7%, величина первого взноса – 20%. Что касается размера скидок, то каждый дилер определяет его самостоятельно и старается заранее не декларировать. Чаще всего при продаже в кредит, например, модели KIA Rio (средняя заявленная цена Rio у дилеров – порядка 570 тыс. рублей) дилеры обещают позвонившему «поговорить» при его визите в салон о скидке в 30-40 тыс. рублей.
По мнению М. Прутковского, основная тенденция авторынка сейчас такова: покупатели пересаживаются с более дорогих автомобилей на более дешевые новые либо на б/у-шные. Этот вывод поддержала Алена Боброва, бренд-менеджер LADA Группы компаний «Терра Авто». По ее данным, в Петербурге с января по август всего было реализовано 75394 легковых автомобилей (что на 4,5% меньше, чем в АППГ), но при этом доля бренда «Лада» выросла на 2,3%. «Существенную поддержку дилерам оказывают стимулирующие программы от АВТОВАЗа. Наибольшей популярностью в сети «Терра Авто» пользуются программа trade-in (68%) и госпрограмма льготного кредитования (50%). «Поддержка завода-производителя помогла дилерским центрам «Терра Авто» по бренду LADA в сентябре увеличить долю рынка в Санкт-Петербурге более, чем на 6%», - добавляет Алена Боброва. Лидеры продаж на российском рынке по итогам 7-ми мес. 2016 года: 1) Hyundai Solaris 2) Lada Granta 3) KIA Rio 4) LADA Vesta 5) Renault Duster. Источник: ГК «Терра Авто»
Директор департамента розничных банковских продуктов и методологии ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК» Андрей Суровцев отметил еще одну тенденцию нынешнего авторынка: увеличилось время пользования автомобилями до момента их замены на новые – с 3-4 лет (что было до конца 2014 года) до 5-7 лет в настоящее время.
И все равно в кредит
По общей оценке участников круглого стола, несмотря на то, что продажи машин в целом сокращаются, рынок автокредитования при этом растет. Основной причиной является то, что у покупателей становится все меньше собственных средств, достаточных для покупки автомобиля. При этом А. Суровцев уточнил: автомобили класса premium подорожали примерно на 30%.
По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), опубликованным в сентябре, в 2016 году россияне даже с доходом выше среднего стали чаще брать кредиты, т.к. им стало не хватать денег на крупные покупки, которые ранее они могли себе позволить, не обращаясь в банк. За кредитами чаще всего стали обращаться граждане с доходом 50-100 тысяч рублей в месяц (это 33% от общего числа заемщиков; в 2015 году этот показатель составлял 25%). На 2 п.п. (с 6% до 8%) выросло количество заемщиков с ежемесячным доходом 100-200 тысяч рублей. А вот количество заемщиков с ежемесячным доходом менее 50 тысяч рублей снизилось сразу на 8 п.п. (с 65% в 2015 году до 57% в текущем). Такая динамика объясняется тем, пояснили аналитики ОКБ, что из-за роста цен россияне с небольшим доходом теперь вообще не могут позволить себе взять кредит.
По сообщению пресс-секретаря банка ВТБ24 по СЗФО Ивана Макарова, все петербургские банки фиксируют увеличение числа заемщиков среди состоятельных клиентов на 10-30%.
Максим Прутковский резюмировал: «В 2015 году в кредит было порядка 27% продаж, сейчас - порядка 48%, а наша цель довести этот показатель до 65%. Сейчас «на кузове» мы стали зарабатывать меньше, поэтому кредиты являются важным инструментом, позволяющим дилерам суммарно увеличить объем прибыли, предлагая клиентам в комплексе дополнительные услуги и выгодные условия страхования».
При этом требования банков к получателям кредитов ужесточились. Так, Андрей Суровцев (ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК») сообщил: «Балтинвестбанк и ранее занимал достаточно консервативную рисковую политику. Возобновляя в мае 2016 г. программу автокредитования, мы учитывали негативные тенденции в динамике реальных доходов населения, поэтому достаточно сильно «закрутили» риск-правила и сейчас разрабатываем новую стратегию работы, которая позволяет постепенно наращивать объемы выдач. В целом, объем заявок на кредиты сохранился на том же уровне, который был до кризиса, но решений о выдаче теперь принимается существенно меньше».
Уровни ставок и первоначальных взносов
Разумеется, при общем снижении уровня платежеспособности самыми важными условиями для заемщиков являются величина кредитной ставки и первоначального взноса по автокредиту.
Заместитель управляющего петербургским филиалом ЮниКредит Банка, коммерческий директор региона «Санкт-Петербург Север» Антон Большаков сообщил следующее: «Сейчас одним из самых привлекательных предложений в нашем банке является ставка 7,5% годовых по гос.программе на покупку таких популярных марок, как Kia, Hyundai, Ford, Lada. По остальным маркам автомобилей ставка по гос.программе составляет от 8,5% годовых. Если говорить про специальные совместные программы банков и дилеров, то, например, у нас есть автокредит на автомобили Субару по специальной ставке от 7,33%. Это минимальный уровень. Но при этом, выбирая в автосалоне поддержанный автомобиль, покупатель вполне может встретить ставки от 19-21% годовых, а скорее всего, и выше. В нашем банке ставки на поддержанные автомобили составляет от 16,9% годовых. Т.к. многие покупатели принимают решения прямо в автосалонах, они соглашаются порой на несусветные проценты».
Андрей Суровцев (ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК») сообщил, что приобрести новый автомобиль по программе с государственной поддержкой в Балтинвестбанке можно по ставке от 10,33% годовых в рублях, а размер минимального первоначального взноса на сегодняшний день составляет от 15%. При этом, при оформлении полиса страхования жизни процентная ставка снижается до 2,75%, в зависимости от срока кредита и вида страховой программы. Также дополнительное снижение ставки на 0,5% предоставляется клиентам банка с положительной кредитной историей.
Максим Прутковский добавил: «Все производители продвигают свои дилерские центры через продажи в кредит, и везде мы видим требование вносить по кредитам первоначальные взносы». Банкиры согласны с тем, что в настоящее время получить автокредит без первоначального взноса невозможно – это обязательное требование. При этом среднерыночной величиной первоначального взноса считается 20-30%, а минимальной – 15%. Однако возможны исключения. Так, например, представитель департамента массового и розничного бизнеса банка «Александровский» Андрей Барановский сообщил о том, что этот банк «не боится кредитовать с 10%-ным первоначальным взносом». Лизинг для частных лиц пока редкость
Основным экспертом по лизингу на круглом столе был Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами ООО «Балтийский лизинг». «В целом по рынку мы, конечно же, видим снижение объема продаж автомобилей. Однако, в сфере лизинга наоборот фиксируем тренд на увеличение числе сделок - заявил он. – За 1 полугодие 2016 года лизинг легковых автомобилей увеличился почти на 24%, а в нашей компании – на 50% по количеству сделок и на 70% в денежном выражении».
По словам А. Волкова, основными «автомобильными» клиентами «Балтийского лизинга» по-прежнему являются юрлица. Что касается лизинга для физлиц, то в России на сегодняшний день он развит достаточно слабо. Наши соотечественники пока не готовы платить за пользование имуществом и сервисами в течение двух-трех лет и не получать подержанный автомобиль в собственность после окончания договора лизинга. И здесь дело скорее в особенностях российского менталитета , поскольку автомобиль зачастую воспринимается его владельцем как актив, а не как статья расходов. При этом покупатели автомашин чаще не задумываются над тем, что им не нужно выплачивать лизинговой компании полную стоимость авто – а это одно из базовых условий лизинговых программ для физических лиц. Клиентам важнее то, что по истечении договора лизинга они не получает 2-х/3-хлетнюю машину в собственность. Сравнивая кредитные и лизинговые программы можно отметить, что ежемесячный лизинговый платеж меньше, чем кредитный, так как при оформлении в лизинг существует достаточно значительная остаточная стоимость машины. А она существует потому, что машина не переходит в собственность после окончания договора лизинга. То есть лизинговая компания по окончанию договора лизинга забирает б/у автомобиль обратно и решает проблему владения этой машиной самостоятельно – не обременяя своего клиента заботами по продаже или дальнейшему обслуживанию транспортного средства. А клиент может взять в лизинг совершенно новую и более современную машину, на которой он продолжит ездить.
«Мы считаем, что в перспективе 3-5 лет покупка машины в лизинг станет значительно более распространенной, а возможно даже обыденной схемой, - уверен А. Волков. – И уже сейчас видим, что банки также тоже начинают предлагать покупателям автомобилей продукт, похожий на лизинг – «кредиты с остаточным платежом». Автокредит с остаточным платежом пока еще очень мало распространен в России. Приобрести автомобиль по такой программе возможно у дилеров-партнёров банков, которые работают по данной схеме. Выплатить остаточную стоимость можно следующими способами: - Своими личными средствами. Оплачивая кредит таким способом, покупатель становится полноправным хозяином машины, автоматически выкупая её из залога у банка. - Рефинансировать (пролонгировать) кредит по условиям, действующим в банке. - Передать машину дилеру на условиях программы «Trade-in» в зачёт стоимости оплаты нового автомобиля.
Максимальный размер остаточного платежа напрямую зависит от сроков кредитования. При этом заёмщик может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный для него размер этой суммы (но в пределах установленных границ).
Остаточная стоимость обычно составляет от 20% до 55% стоимости автомобиля.
По сообщению А. Волкова, в 2015-2016 гг. на рынке легковых автомобилей стала популярна схема покупки машин premium-класса для частного пользования с оформлением на контролируемые юридические лица. Это позволяло несколько снизить ежемесячные платежи фактического пользователя транспортного средства, в том числе за счет зачета налога на добавленную стоимость. Наблюдая эту тенденцию, «Балтийский лизинг» планирует расширить свое присутствие в сегменте частных покупателей машин не только premium, но и business, а также возможно, эконом-класса. Основным аргументом для них должно стать то, что, взяв машину в лизинг, они могут существенно снизить текущие платежи за фактическое владение.
Алексей КРЫЛОВ |