17.12.18
Тенденции рынка автокредитования стали темой круглого стола «Право руля». Встреча, которую организовал портал TT Finance и издение «МК в Питере» в Ассоциации банков Северо-Запада, собрала автодилеров и финансистов.
Президент Ассоциации банков Владимир Джикович, открывая встречу, заметил что на этом непростом рынке наблюдаются различные тенденции, появляются новые направления. Он достаточно конкурентен, к тому же клиенты могут уехать (порой в буквальном смысле) в другие сектора.
Процент – двигатель продаж
Как заметила директор по продажам, развитию и маркетингу ГК «Истком» (официальный дилер нескольких российских и азиатских марок) Нонна Шалина, в завершающем году на рынке наблюдался тенденция рост объема продаж. В динамике развитие было неравно. Первое полугодие – активный, динамичный рост, второе полугодие - стагнация.
«В сумме против 2017 года все равно – рост», – заметила она. И продолжила, что рост этот обеспечило именно автокредитование. В разных сегментах авторынка (от эконом до суперпремиального) увеличение продаж авто в кредит год к году от 20% до 35%.
Она напомнила, что к 2014 году, когда по стране ударила волна кризиса, в кредит продавались 70% машин. Рост ставок, падение рубля сыграло роль, доля кредитных машин рухнула до 30% с небольшим. В последующие годы шло восстановление.
«Сейчас мы приблизились к докризисному уровню, но еще не достигли его. Сейчас в кредит продаются 50% машин, но это в целом, в отдельных сегментах доля кредитных машин до 60%», – сказала она.
Почему дилерам выгодно продавать именно в долг? Во-первых, потому что эта схема позволяет заработать на продажах дополнительных продуктов, прежде всего страховок – КАСКО и жизни. Во-вторых, клиента, покупающего в кредит, можно убедить приобрести транспортное средство в более дорогой комплектации.
Удар по тормозам
Рост процентных ставок на финансовом рынке стал знаком «Уменьшить скорость» для выдачи кредитов. Новая реальность отразилась на всех видах кредитования, авто не стало исключением.
«В первом полугодии 2018 года ставки снижались, во втором – стали потихоньку расти. Наверно, банки выполнили планы по объему кредитования», – предположила Нонна Шалина.
«На размер процентной ставки влияет множество факторов, в т.ч. и политика Регулятора. Но на сегодняшний день нет оснований полагать, что повышение некоторыми Банками процентных ставок по автокредитам обусловлено выполнениями их плановых показателей на 2018 год. Напротив, ряд Банков выпустил предновогодние акционные предложения с более привлекательными для Клиентов условиями.» – пояснила Руководитель бизнеса автокредитования Банка-Санкт-Петербург Виктория Антонова.
Авто или потреб?
Участники рынка уточнили, что ставки в данном случае вещь очень индивидуальная. И средний уровень недостаточно информативен.
Например, ряд производителей субсидируют процент до символических 0,01% годовых. Это значит, что человек, который приходит в салон, готовый заплатить все и сразу, испытывает соблазн: взять машину в кредит, а деньги положить на депозит. Это имеет смысл, несмотря на все сопутствующие затраты, вроде обязательного страхования. Тогда проценты по депозиту станут его дополнительной выгодой.
Так же процент по «рыночным» автокредитам существенно зависит от срока. А вот размер первого взноса не так принципиален (в некоторых банках он вообще не влияет на процент).
Нонна Шалина считает, что существующая политика финансистов недостаточно справедлива, так как степень риска в потребительском кредитовании заметно выше. На практике же, по ее данным, реальные проценты по несубсидированному автокредитованию приближаются к процентам по «потребам».
«Мы постарались создать продукт, отвечающий высоким требованиям Клиентов. «Автокредитование» в Банке Санкт-Петербург представлено широкой линейкой различных программ, поэтому у Клиента всегда есть выбор. Также нам было необходимо учесть еще один момент – в бизнесе автокредитования немаловажным является доступность кредита и скорость принятия решения. Сегодня Клиент все реже лично приходит за услугой в Банк. А это значит, что Банк должен идти навстречу Клиенту, предоставляя ему новые возможности. По некоторым программам мы предоставляем решение в течение часа. Таким образом покупатель может за один визит определиться с комплектацией, получить решение от Банка, подписать кредитный договор и уехать домой на своем новом автомобиле?» – добавила Виктория Антонова.
Генеральный директор ООО «ЦАФТ» («Центр автофинансовых технологий») Игорь Кирилловых обратил внимание, что кроме процентов важна и скорость выдачи, кредитов. Так что действительно, есть конкуренция не только между автомобильными брендами, дилерами и банками, но и для каждой персоны внутренняя конкуренция – какой вид выбрать?
Куда заедем
Участники мероприятия согласились, что многое в 2019 году на авторынке будет зависеть от уровня ставок и общей экономической ситуации.
Игорь Кирилловых полагает, что есть три подкласса в автокредитовании. Каждый из них будет жить по своим законам.
Первый – это кредитование с поддержкой от автопроизводителей. Второй – это кредитование покупки новых машин. На нем доминируют крупные банки, это сохранится. Третий – кредитование покупки поддержанных машин. Как правило, разумные покупатели берут такие машины после предпродажной подготовки и проверки. Этот сегмент интересен и для небольших банков.
«В этом сегменте ставки выше 19-20%, а если они чуть ниже, то доход «добирают» через страховки, программы помощи на дороге. Такие банки, будем честны, работают вместе с салонами. ЦФТ нашел свою нишу, став агрегатором. Он предлагает банкам-партнерам выдавать кредиты по его программе, а раз в месяц выкупает такие кредиты в свой портфель. Малым банкам, которые испытывают постоянную потребность в ликвидности, интересно работать за комиссию», - рассказал Игорь Кирилловых.
Когда доходы падают, то граждане увеличивают сроки владения «железными конями». Как раз в настоящее время массово подходит время менять «докризисные машины».
В общем, каждый - финансист, дилер или рядовой потребитель ищет наиболее подходящий для себя вариант. Но ясно одно: на месте стоять нельзя, ехать надо.
Алексей МИРОНОВ. |