02.05.17 13:49:00
Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade:
Чем ближе к заседанию ОПЕК 25 мая, тем напряжённее интрига с продлением соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти. Россия в конце апреля объявила о полном выполнении своих обязательств и уменьшении производства на 300 тыс. баррелей в сутки. Это было важно, поскольку именно нашу страну упрекали в медленном выполнении условий пакта, что во многом подрывает веру игроков в его действенность. Но теперь встаёт вопрос о том, последует ли Россия призывам к его продлению. Ведь все помнят, что и собственно окончательное принятие соглашения стало возможным только после того, как Россия объявила о своём участии в нём. Аналогично и теперь, без России продление просто может не состояться. Неясность в этом способствовала отходу котировок Brent от максимумов $56,6 к $52.
Но сейчас для нашей страны принять решение становится сложнее. Дело в том, что прошлое сокращение совпадало с обычным сезонным уменьшением добычи в первой половине года, то есть оно и так бы произошло. Но во второй половине года добыча возрастает, и компаниям придётся ограничивать себя.
Однако конъюнктура такова, что, очевидно, придётся это сделать. Ведь эффект от сделки, хоть и меньше ожидаемого, но принципиальный.
Рост нефтяных цен в 2016-2017 г. на волне соглашения вывел Россию из затяжного кризиса, позволил дать рост экономике, стабилизировать бюджет и снизить его дефицит, приостановить падение реальных доходов населения, уменьшить инфляцию с 12,9% в 2015 г. до 4,3% в апреле 2017 г. , снизить ставки, привлечь иностранные инвестиции, уйти от сильного падения рубля на Форекс. Отметим, что основной причиной всего этого стало повышение доходов от нефти. Объём экспорта в денежном выражении повысился на 36,3%, а экспорт нефти в нём – сразу на 72,5% в январе-феврале 2017 г. к аналогичному периоду 2016 г. Сравним: в первые два месяца 2016 г. экспорт снижался на 33,9%, а по нефти – на 41,1% к данному периоду 2015 г. Контраст разительный.
И что же, теперь отказаться от всего этого? Если соглашение не будет продлено, разочарование обрушит цены к $40-45. Тогда как его продление, при сезонном росте спроса на нефтепродукты, способно взметнуть цены к $58-60.
Таким образом, в случае неучастия России в сделке и её непродления, страна потеряет деньги, даже если будет повышать добычу. Это крайне негативно отразится на макроэкономике, поставит под сомнение наметившиеся позитивные сдвиги, вновь вернёт в кризисное состояние.
И если уж следовать поговорке «из двух зол выбирают меньшее», то следует использовать другую поговорку: «наступить на горло собственной песне», то есть не повышать добычу. Иначе, по третьей поговорке, эта песня может оказаться «лебединой».
--
Статистика внешней торговли России – с сайта Росстата:
http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/77.htm
|