Вокруг банка "Открытие" с недавних пор ведутся ожесточенные разговоры о будущем данного кредитного учреждения. После того, как несколько часов назад стало известно о санации банка ЦБ РФ, вкладчики и все те люди, которые сотрудничают с "Открытием", смогли успокоиться.
Центробанк накануне объявил о плане финансового оздоровления банка "ФК Открытие". Кто-то посчитал, что отныне это кредитное учреждение перейдет под контроль регулятора, а кто-то высказал уверенность в том, что с помощью этой меры на самом деле не будет пострадавших из числа вкладчиков.
Национализация "Открытия", крупнейшего частного банка России, оказалась неожиданностью: никакого глобального или регионального финансового кризиса нет, в последнем отчете Всемирного банка, посвященном российской экономике, финансовый сектор страны описывается как "в основном стабильный", а 10% неработающих кредитов - это меньше, чем в Португалии, Италии или Ирландии.
Впрочем, печальная судьба финансовой группы "Открытие" не имеет прямого отношения к традиционным проблемам банковского сектора - речь идет о чрезмерной и все возрастающей роли государства в российской экономике.
Кто-то может счесть эту историю чисто финансовой. В последние годы Центробанк пытался проредить российскую банковскую систему, и с начала 2016 года количество банков снизилось с 733 до 537. В июле ЦБ обратил взгляд на банк "Югра", 35-й в стране по размеру активов, что вызвало тревогу у вкладчиков негосударственных банков.
В случае с "Открытием" нужно также отметить низкий рейтинг, выставленный российским агентством "Акра" - организация указывала на 15% просроченных кредитов, опасное сосредоточение кредитного портфеля в рискованном секторе недвижимости, а также недостаток ликвидности.
Эти проблемы могут показаться естественными для агрессивного экспансионистского банка, взявшего на себя несколько обязательств по санации других банковских структур (с благословения ЦБ), а недавно попытавшегося поглотить страховую компанию "Росгосстрах", вторую по величине в России по объему страховых премий и первую по количеству клиентов. В итоге "Открытие" не рассчитало сил и не смогло справиться с оттоком депозитов объемом в 9 млрд долларов, произошедшим в последние два месяца.
Правда, это лишь часть истории. Быстрый рост "Открытия" после 2014 года базировался на четком понимании новых экономических реалий, возникших после присоединения Крыма к России. Макс Седдон из Financial Times задокументировал некоторые из сделок, по результатам которых "Открытие" стало крупнейшим банком страны.
Например, в 2014 году организация помогла государственной нефтяной компании Роснефть, которая попала под санкции, рефинансировать американский долларовый долг. Тогда Роснефть выпустила облигации на 625 млрд рублей (10,8 млрд долларов на тот момент), а "Открытие" их купило и тут же взяло в ЦБ под залог этих облигаций долларовый кредит, решив, по сути, проблему Роснефти за счет части российских валютных резервов, при этом не вызывая никаких тревожных сигналов, связанных с санкциями.
Еще одна окупившаяся крупная ставка - это использование дешевого финансирования Центрального банка для скупки российского суверенного долга, когда он был недорог.
"Открытие", фактически не принадлежавшее государству, подошло к нему вплотную. Эта возможность, которой воспользовался крупнейший акционер банка и опытный трейдер Вадим Беляев, возникла из-за того, что четыре крупнейших банка страны и все государственные компании, включая энергетические, оказались под санкциями.