В рамках «Международного Финансового Конгресса - 2018» интервью нашему изданию дала Анастасия Масленникова, член правления, директор по развитию электронного бизнеса Почта Банка.
«ТТ Финанс»: Чего вы ожидаете от запуска Единой биометрической системы? Что она даст банку?
Анастасия Масленникова: У нас банк необычный, мы с самого начала строили цифровой банк, с достаточно большой сетью отделений на земле. И мы относимся к цифровому каналу как к основному. Наши клиенты получают простую электронную подпись, пользуются мобильным приложением и интернет-банком. Похожий на него интерфейс внедрен и в банкоматах. Чтобы стать клиентом нашего банка, даже не обязательно для этого приходить в отделение и подписывать договор - достаточно скачать мобильное приложение и зарегистрироваться. После этого будет выпущена виртуальная карта, которой сразу можно пользоваться – оплачивать покупки, пополнять с карт других банков, привязать ее к своему pay-pass и расплачиваться смартфоном.
А с 1 июля возможность дистанционно открыть полноценный банковский счет или использовать другие продукты удаленно будет у каждого гражданина России благодаря запуску Единой биометрической системы. Чтобы ей пользоваться, необходимо один раз предоставить образцы голоса и фото, а также паспортные данные – таковы требования закона. С 1 июля мы оборудуем 120 точек, где можно будет сдать биометрические данные. До конца года их будет уже 400. Мы возлагаем большие надежды на ЕБС, поскольку она не только усилит цифровую платформу Почта Банка, но и станет важным шагом на пути к построению цифровой экономики, повысит доступность финансовых услуг для многих жителей нашей страны, особенно тех, кто живет в районах с невысоким банковским покрытием.
«ТТ Финанс»: На прошлой неделе Почта Банк презентовал мобильное приложение для детей. Очень необычное решение. Чем будет детский цифровой банк от взрослого отличаться?
Анастасия Масленникова: Вы знаете, прежде чем говорить о детском банке, необходимо описать историю его создания. У меня есть сын, которому в этом году исполнится 6 лет. Однажды я пересчитывала наличные, достав из кошелька несколько купюр. Ко мне подошел сын и сказал: «Мама, мы что - в ресторан идем?» Я очень удивилась и сказала: «Нет, Саша, а почему ты спрашиваешь?» Он говорит: «Ну как же, вот эти деньги нужны для того, чтобы официанту «на чай» оставлять». И я поняла, что другого примера обращения с наличными деньгами мой сын никогда не видел. То есть наличные я использую крайне редко, остальные платежи ушли в безналичную форму. Я никогда об этом не задумывалась, разумеется, но сын навел меня на эту мысль, он мне сам подсказал.
О чем мы с мужем подумали? Сейчас у сына наступает возраст, когда надо бы уже объяснять ему, что такое ценность денег, как ими пользоваться, что игрушечная машинка и планшет стоят по-разному. Такие вопросы скоро появятся, и как мы будем на них отвечать? Дадим сыну наличные, которые он воспринимает только как чаевые? Или свою карточку? Это, согласитесь, рискованно.
Тогда мы обратили внимание на то, что наш ребенок в смартфоне разбирается быстрее родителей. С цифровыми технологиями современные дети с раннего возраста уже на «ты». Поэтому если наличные деньги им незнакомы, пусть они пользуются безналичными. Раз дети так просто ориентируются в гаджетах, нужно выпустить для них мобильное приложение с онлайн-картой, чтобы разговаривать с детьми на их языке. Так и появился «Почта Банк. Младший». Родители с помощью «взрослого» приложения смогут контролировать расходы детей, пополнять карту, запрещать те или иные транзакции. Знакомство с деньгами должно проходить под контролем родителей – так спокойнее.
«ТТ Финанс»: На что вы делаете акценты, уделяете особое внимание, развивая ДБО?
Анастасия Масленникова: Мы воспринимаем ДБО как офис. Есть отделения, их много, мы строим достаточно большую сеть. А есть еще один офис, который даже ближе, чем в шаговой доступности. Он лежит в дамской сумочке, либо в кармане пиджака, где угодно. И он всегда под рукой. Почта Банк Онлайн - для нас это офис, в котором клиент может совершить любую операцию, в том числе оформить необходимый продукт. Нужна консультация - есть чат с сотрудниками в реальном времени. Хотите снять деньги – легко. Формируется QR-код, который считывает банкомат. Мы стараемся, чтобы офис действительно стал цифровым. Вот такая концепция развития дистанционных каналов.
«ТТ Финанс»: Что вы можете выделить в качестве основных технологических трендов 2018 года?
Анастасия Масленникова: Я думаю, что многие банки сейчас сосредоточены на усилении системы безопасности, борьбы с мошенниками, изучении поведения клиентов, контролем за так называемыми нетипичными операциями клиентов. Мы тоже двигаемся в этом направлении. Отдельного упоминания, естественно, заслуживает биометрия, которая на уровне рыночной глобальной платформы только запускается, а у нас она внедрена достаточно давно и эффективно работает. В том числе, кстати, в мобильном приложении, где все потенциально рисковые операции клиент должен подтвердить с помощью селфи.
Конечно, за этим лежат серьезные решения, выявляющие подозрительные транзакции, технологии на базе искусственного интеллекта, которые позволяют в режиме реального времени распознавать и обрабатывать операции. Здесь, в целом, нет ничего нового. Банк – это всегда сложные механизмы и алгоритмы. Главное, чтобы для клиентов все было просто, понятно и доступно.
«ТТ Финанс»: Какие у вас эксклюзивные продукты, которые сильно отличаются от других каналов ДБО?
Анастасия Масленникова: Есть какие-то операции, которые так или иначе у всех банков представлены - кто-то делает их чуть лучше, кто-то чуть хуже. У всех разное представление о том, что такое красиво и удобно. Я расскажу о двух особенностях, которые нас отличают от других.
Мы обратили внимание, что суммы клиентских платежей зачастую не «круглые». Если мы говорим про коммунальный платеж, то это сколько-то рублей, сколько-то копеек. Мы предложили клиентам округлить свой платеж, добавив совершенно небольшую сумму денег, которую мы отправляем на посадку леса. Такая «зеленая сдача». При этом лес действительно сажается, он растет – мы уже восстановили более 2,5 млн деревьев в рамках эко-проекта «Подари лес другу». Тема отправки сдачи на благотворительность не новая, но мы решили пойти вот таким интересным путем. Это вызывает улыбку и позитив у клиентов.
Второе отличие носит концептуальный характер и продиктовано самой идеей банка на почте, которую мы развиваем, и которая в России аналогов не имеет. Наша целевая аудитория – это, в первую очередь, посетители почтовых отделений, многие из которых приходят туда за своими заказами из интернет-магазинов. Для них у нас есть специальный продукт, позволяющий никогда не разочаровываться в их покупках. При оплате покупок в сети картой Почта Банка он гарантирует ряд преимуществ. Во-первых, гарантия лучшей цены, если вдруг интернет-покупатель переплатил, а потом нашел такой же товар по более низкой цене. В этом случае ему вернут сумму переплаты на счет. Если доставленная покупка не подошла по размеру или отличается от заказанной, ее можно бесплатно вернуть отправителю. Банк компенсирует стоимость обратной доставки.
Мы сделали в Почта Банк Онлайн раздел под названием «Интернет-покупки», где можно отслеживать статус доставки своей посылки. По трек-номеру почтового отправления легко отследить - едет посылка или уже приехала в почтовое отделение, и ее можно забирать. Для того, чтобы клиенту было удобно, чтобы он тратил меньше времени, все это делается через наше приложение. Это такая часть глобальной программы для интернет-покупателей, которую мы начали развивать и обязательно будем усиливать в дальнейшем.
|