16.10.18 15:17:00
Законопроект предполагает исключение из расчета стоимости ОСАГО коэффициента мощности и территориального коэффициента, но поэтапное - сначала первого, и только спустя год второго. Коэффициент, учитывающий количество нарушений водителем правил дорожного движения, который Минфин предлагал применять ранее, теперь фигурирует не как коэффициент, а как фактор, влияющий на базовую ставку тарифа ОСАГО.
Предложенные инициативы предполагают законодательные изменения, которые планируется осуществить во втором этапе либерализации ОСАГО. На первом этапе изменения будут внесены Банком России в рамках его полномочий. По мнению РСА, это позволит сделать тариф еще более детализированным и индивидуальным для автовладельца.
«Либерализация ОСАГО нужна. Этот тезис уже не вызывает сомнений. Ее необходимость признают все участники переговорного процесса. Сегодня разговор из теоретического перешел в более прикладное русло: обсуждается уже не оправданность, а наполнение реформы. Предложения Минфина органично ложатся на второй этап либерализации ОСАГО, они станут логичным продолжением предложений ЦБ», - комментирует президент Российского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Законопроект получил одобрение и других заинтересованных ведомств, и только после этого был внесен в правительство. Он отличается от первой версии поправок Минфина в закон «Об ОСАГО», которая была подготовлена министерством еще в июле.
«Реформа должна быть постепенной. Инициативы Минфина нужны, но они будут уместны и своевременны только после того, как состоится первый этап либерализации ОСАГО, то есть после расширения тарифного коридора, реформы КВС и КБМ. Сегодня такие изменения просто «положили» бы всю систему. Например, отмена территориального коэффициента не лучшим образом сказалась бы на регионах с нестабильной экономической и социальной ситуацией. А отмена коэффициента мощности без иной альтернативы лишила бы страховщиков возможности дифференцировать стоимость полисов. Отмена одних коэффициентов должна предполагать введение других. Или нужно в корне менять систему, чтобы было можно устанавливать справедливый индивидуальный тариф без их учета. Намеченный сегодня сценарий поэтапного перехода к либерализованному тарифу мне кажется вполне разумным и осуществимым», - считает автоэксперт Игорь Моржаретто.
Напомним, первый этап реформы, запланированный ЦБ РФ, предполагает расширение тарифного коридора, реформу КВС (коэффициент возраст-стаж) и КБМ (коэффициент бонус-малус). По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, чтобы изменения КБМ начали действовать, как заложено в проекте, с 1 января 2019 года, эти указания должны быть подписаны уже в ноябре, чтобы было время для их адаптации и включения в работу обновленного КБМ. Кроме того, положительные изменения привнесет реформа КВС.
Cейчас система тарифов разбалансирована, что признает большая часть населения. Водители, которые представляют серьезный риск на дорогах, составляют примерно 20% от общего числа. Для них стоимость тарифа в результате всех этапов реформы существенно увеличится, тогда как для остальных 80% аккуратных водителей тариф останется на прежнем уровне или понизится в цене. |