15.11.18 23:01:00
За 15 лет российская "автогражданка" не раз меняла свои "взгляды". Если быть точными, самыми серьезными из изменений были правила прямого возмещения убытков (2009 год) и установление приоритета натуральной формы возмещения вреда (2017 год). На подходе – новая глобальная реформа ОСАГО, которая обещает сделать систему гибкой и удобной.
Бонус без срока давности
Серьезные изменения вступят в силу в 2019 году. Одно из них коснется порядка присвоения и сохранения так называемого коэффициента бонус-малус (КБМ), который влияет на величину скидки при покупке страхового полиса. Сегодня его размер зависит от того, становился ли водитель виновником ДТП в течение года или водил авто аккуратно и не нарушал правил дорожного движения. Чем ниже КБМ – тем выше скидка, и наоборот. Казалось бы, все справедливо и однозначно. Но законопослушный водитель может потерять право на снижение стоимости полиса (скидка может достигать 50%), если в течение года он не страховал свою автогражданскую ответственность. После паузы в отношениях со страховой компанией он получает начальный третий класс страхователя (КБМ = 1), то есть вынужден покупать полис на правах начинающего водителя. Это правило сегодня работает на руку злостным нарушителям ПДД, виновникам дорожных происшествий. Потому что, если такой автохам управлял машиной без полиса в течение года, то он может начать жизнь на дороге "с чистого листа": в отношении него страховая компания применит единичный КМБ, а не повышенный за аварии коэффициент. Как правило, такие нарушители пережидают время с помощью полиса мультидрайв (при нем отсутствуют ограничения на число водителей). Можно сказать, что действующие правила уравнивают водителей разных категорий, с разными стилями и историями вождения. Неудивительно, что более половины жалоб, которые поступают в Банк России на работу ОСАГО, касаются именно начисления коэффициента бонус-малус. По мнению директора департамента страхового рынка Банка России Филиппа Габунии, новые схемы сделают систему КБМ простой и понятной. Об этом он заявил 56orb.ru. Со следующего года КБМ будет присваиваться водителю персонально и останется неизменным до конца календарного года. И самое главное – бонус за безаварийную езду планируется оставить без срока давности. На приличную скидку за аккуратное вождение можно рассчитывать и в том случае, если пауза в вождении составила несколько лет. Еще одно важное изменение коснется тех законопослушных водителей, которые вписаны в полисы ОСАГО на разные машины. Сегодня они могут потерять свой низкий коэффициент из-за других нерадивых водителей: на следующий страховой период добросовестным водителям присваивается худший коэффициент. "Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы. У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку", – поясняет Габуния. Константин из Саратова рассказывает: "За руль я сел в 19 лет и до 40 с удовольствием водил автомобиль. Но однажды получил серьезную травму ноги и полтора года ездил только на пассажирском сиденье. Моя машина все это время стояла в гараже, поэтому ОСАГО я не оформлял. За все время своей водительской практики я ни разу не стал виновником ДТП, и очень гордился этим. Но когда здоровье позволило мне вновь сесть за руль, в приличной скидке на полис мне отказали. В страховой компании объяснили, что после годичного перерыва бонусы на безаварийную езду сгорают. Как же так? Разве я за время болезни разучился управлять машиной, позабыл правила или решил гонять по улицам с превышением скорости?"
"Объективное" ОСАГО
Для оздоровления рынка услуг авторы реформы планируют снизить число навязанных дополнительных услуг при страховании и сократить случаи препятствования покупке полиса ОСАГО. Хоть в ЦБ отмечают, что жалоб на подобные нарушения стало меньше, пока проблему нельзя назвать полностью решенной. Поэтому в новом году планируется вновь повысить штрафы для страховщиков, препятствующих покупке полиса ОСАГО. Кроме того, обсуждается предложение о видеофиксации продажи полисов, значит, выявлять подобные нарушения станет проще.
Цена жизни
Российская "автогражданка", кажется, наделена мощнейшим импульсом к самосовершенствованию. На смену одним реализованным идеям приходят другие инициативы. Сейчас, например, обсуждается предложение об отмене учета износа деталей и запчастей при расчете денежной компенсации за ущерб, причиненный автомобилю в ДТП. По действующим правилам страхования стоимость выплат на ремонт авто рассчитывается с учетом износа его деталей. Нововведения позволят сделать так, чтобы денег, которые выплачивает страховщик, хватило на ремонт. Инициаторы этих изменений предусмотрели и защиту от возможных мошеннических схем: при полной гибели автомобиля страховая компания будет возмещать его реальную стоимость. Так что получить новенькое авто взамен "убитого" транспортного средства не удастся. Еще одна обсуждаемая тема – повышение лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Сегодня жизнь пассажира маршрутного транспортного средства оценивается в четыре раза выше, чем жизнь пешехода или пассажира обычного автомобиля. Новые поправки к закону об автогражданской ответственности приведут к постепенному повышению сумм, которые покрывают защиту жизни и здоровья.
Источник: https://news.sarbc.ru/focus/materials/2018-11-13/6956.html |