28.03.17
Российский авторынок продолжает сжиматься. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) за первые два месяца 2017 года падение продаж продолжилась — минус 4,1%. За весь 2016 год продажи упали на 11% (было реализовано 1,4 миллиона новых легковых и легких коммерческих автомобилей). Но падение происходит неравномерно, и такие лидеры рынка, Лада, KIA и Renault по итогам января-февраля этого года увеличили продажи, а автозаводы наращивают объемы производства и отказываются от сокращенных рабочих недель. Какие инструменты поддержат авторынок, обсудили участники круглого стола, организованного порталами «TT Finance» и изданием «Деловой Петербург» 14 марта.
Продажам не разогнаться
На фоне падения продаж дилеры зарабатывают на финансовых услугах. «В 2016 году мы получили хороший финансовый доход за счет госпрограммы, поддержки производителей: средняя ставка автокредита по госпрограмме составляет 9%, без нее — от 12%. При этом ставки по специальным программам KIA и LADA FINANCE начинаются от 6%», — комментирует директор по страхованию и кредитованию ГК «Терра Авто» Андрей Перелыгин. Дилер продает KIA, Лада и GM. Порядка 45% всех машин Лада компания продала в 2016 году в кредит, и порядка 50% — всех реализованных KIA. «Кроме того, мы зарабатываем на восстановительном ремонте автомобилей, — добавляет он. — В преддверии введения натурального возмещения по ОСАГО мы стали делать ставку на обслуживание автомобилей и сейчас из всех автомобилей, которые мы ремонтируем, от 10-20% — по ОСАГО».
«На продажи автомобилей, безусловно, влияет сезонный фактор. Есть особенность высоких продаж автомобилей премиум класса в конце года – ноябре, в большей степени – декабре, когда дилеры, стараясь реализовать все автомобили моделей уходящего года, предлагают покупателям скидки и прочие выгодные предложения. Этот факт влияет на существенное увеличение объема автокредитования в денежном эквиваленте в конце года, однако в количественном эквиваленте разница не столь существенна, поскольку производители бюджетных авто меняют свою стратегию в зависимости от сезона в меньшей степени, и их продажи остаются равномерными в течение всего года, — комментирует заместитель управляющего Петербургским филиалом ЮниКредит Банка, коммерческий директор региона «Санкт-Петербург Север» Антон Большаков. — В целом, мы можем отметить, что рынок автокредитования прекратил свое падение. По данным Национального бюро кредитных историй и Ассоциации Европейского Бизнеса объем автокредитования в 2016 году вырос на 30% по сравнению с 2015 годом. Сейчас мы наблюдаем следующий тренд: рост объема автокредитования при некотором замедлении темпов сокращения объема продаж. Зонами развития бизнеса в 2017 году мы видим увеличение объемов автокредитования за счет кредитования продаж автомобилей с пробегом на фоне некоторого удешевления автокредитов».
По словам директора департамента розничных банковских продуктов и методологии Балтинвестбанка Андрея Суровцева, на сегодняшний день рынок машин с пробегом является очень перспективным направлением для автокредитования. В январе 2017 года объем вторичного авторынка России, по данным «Автостата», вырос на 2% в количественном выражении по сравнению с тем же периодом 2016 года. В то время как за весь 2016 год этот сегмент рынка прирос на 6%. «Играет роль тот факт, что среднерыночные процентные ставки по кредитам на автомобили с пробегом на 3–4% годовых выше, чем по новым авто. Кроме этого рынок продаж подержанных автомобилей гораздо шире рынка новых машин, поэтому банкам выгодно работать в данном сегменте», — делится Андрей Суровцев. Несмотря на то, что новый автомобиль считается более низкорисковым залогом, основной риск, который несет банк, связан с заемщиком, а более высокая процентная ставка по кредиту покрывает риск по автомобилю. «По информации наших партнеров–автодилеров, за последние 2 года доходы от продаж и сервиса по новым автомобилям существенно снизились — падение продаж новых авто у разных дилеров составило от 10 до 40%, — комментирует Андрей Суровцев. — Поэтому в качестве значимого драйвера роста доходов, в том числе и на финансовых услугах при продаже автомобиля в кредит, дилеры рассматривают продажи авто, принятых по трейд–ин».
В Балтинвестбанке на автомобили с пробегом приходится около 60% всех выдач по автокредитам. При этом средний чек по программе кредитования автомобилей с пробегом у официального дилера в 1,5 раза выше, чем размер чека на покупку машины в кредит у неофициального дилера.
Автодилеры также отмечают, что рынок машин с пробегом обладает большим потенциалом. По словам Андрея Перелыгина оживление на рынке машин с пробегом был заметен еще полгода назад в разрезе финансовых продуктов. «Дело было только за банками: мы ждали от них подходящих программ, — комментирует он. — Сейчас многие банки предлагают потребкредиты по таким же ставкам, что и автокредиты. Пока мы продаем в кредит в этом сегменте очень мало машин — около 15%».
На оживление рынка машин с пробегом реагируют не только банки, но и лизинговые компании. «Программы для подержанных машин подразумевают авансовый платеж в размере 20-25%, — комментирует руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами «Балтийский лизинг» Андрей Волков. — Доля б/у машин на рынке будет расти, чего нельзя так уверенно сказать про сегмент новых автомобилей.
Главный драйвер
Если бы не государственная программа субсидирования ставки для покупки машины в кредит, то рынок бы упал еще больше. Программа действует на машины стоимостью до 1,15 млн рублей при первоначальном взносе не меньше 20%, государство субсидирует 2/3 ставки от ключевой ставки Банка Россия.
«Минимальная ставка по госпрограмме в нашем банке 7,5% - даже кэптивные банки не могут предложить таких условий, — говорит Антон Большаков из ЮниКредит Банка. —На продажи автокредитов по госпрограмме приходится практически половина всех сделок по автокредитованию. Госпрограмма по-прежнему остается одним из ключевых драйверов авторынка на сегодняшний день». В Балтинвестбанке также более половины всех кредитов на покупку новых авто выдано по госпрограмме, и доля таких выдач растет от месяца к месяцу. «Сейчас в Минпромторге идет речь об увеличении стоимости машины до 1,4 млн. рублей. Если данное условие будет принято, то оно увеличит продажи машин по госпрограмме еще больше, — говорит Андрей Суровцев. — Повышение ценового лимита логично, ведь в 2016 году машины подорожали в среднем на 15%».
На рынке лизинга также большую роль сыграла господдержка: в рамках программы Минпромторга, по которой государство субсидирует 10% стоимости предмета лизинга, было выделено 7,5 млрд рублей по всей стране. В 2017 году эта сумма увеличится уже до 10 млрд рублей. «По предварительным данным ЭКСПЕРТ РА в 2017 году рынок лизинга вырос на 33%, преимущественно за счет сделок в 4 квартале. По состоянию на октябрь 2016 г. рост составлял лишь 17% года — комментирует Андрей Волков из «Балтийского лизинга». — По разным оценкам доля автолизинга в общем объеме бизнеса составляет около 30%. Без учета лизинга ж/д - и авиатехники, сегмент автотранспорта стал, действительно, драйвером роста». В портфеле нового бизнеса «Балтийского лизинга» автотранспорт занимает более 60%: 31% — легковой, 32% — грузовой. Для лизинга грузового транспорта программа Минпромторга оказывает существенную поддержку.
Борьба за клиента
За 2016 году рынок страхования, в Петербурге вырос на 8,1%, почти в два раза меньше, чем в целом по стране. При этом рост в Петербурге был обусловлен страхованием жизни, а основным фактором довлеющим на рынок стало автострахование.
При этом количество заключенных договоров снижается, а рост в сегменте ОСАГО обусловлен ростом тарифов в 2016 году. «Число договоров в Петербурге упало на 5,5 % в 2016 году, — комментирует заместитель директора СЗРЦ по розничным продажам ОАО «АльфаСтрахование» Николай Егоров. — Машины выводят из эксплуатации и ничем их не заменяют. Вес моторного страхования в общем портфеле в Петербурге составляет около 30,9 %, а по всей стране вес КАСКО — около 15%. Поэтому в силу такого нетрадиционного объема, динамика в Петербурге и на Северо-Западе отличается». Продажи новых машин упали на 4,4 % за 2016 год, а снижение объемов премий страховщики компенсируют за счет «псевдо-каско», которое дополняет ОСАГО. «И пока вопрос лимитов не решен, страховщики решают его сами с помощью своих продуктов», — отмечает эксперт. По его оценкам число договоров по каско сократилось на 5% за счет франшизы и дополнительных продуктов. К тому же, в большей степени, покупатели каско — это владельцы новых авто.
По данным Российского союза страховщиков (РСА) за 2016 год в Петербурге было продано на 84 тыс меньше полисов, чем в 2015 году. Получается, что в настоящее время около 8% владельцев транспорта ездит без полиса. В 2017 году всех страховщиков обязали продавать электронные полисы ОСАГО — Е-полисы. И на фоне низкой базы прошлого года произошел десятикратный рост проникновения полисов ОСАГО: если в 2016 году в РФ менее 1% продавалось Е-полисов, то за первые месяцы 2017 года практически каждый девятый купленный полис ОСАГО — электронный. Но возникли новые риски для страховщиков и страхователей: сайты-клоны мошенников, — комментирует руководитель представительства РСА в СЗФО Петр Щербаков. — С начала 2017 года более 2 000 таких сайтов было прикрыто, даже была попытка создания сайта-клона РСА. Вторая проблема, по словам эксперта, сознательное введение в заблуждение потребителями страховщиков о своем транспорте для того, чтобы заплатить за полис меньше. Этот обман всегда раскрывается позже, но мало кто из компаний будет судиться со страхователями за 1,5-2 тыс. рублей, а не выплатить страховку потерпевшему она не имеет права. Также есть проблема с недоверием потребителей, когда им предлагают перейти на сайт другой страховой компании. По принятым в РСА нормативам, у каждого страховщика есть определенный лимит на продажу Е-полисов, и когда он заканчивается, компания обязана перенаправить со своего сайта покупателя на сайт другого страховщика для покупки полиса.
Петербург не относится к «токсичным регионам», где убыточность по ОСАГО превышает все допустимые пределы из-за автоюристов (в Краснодаре, например, коэффициент убыточности больше 200%). Судебные выплаты в 2016 году в Петербурге составили менее 10% (по России в целом – 14%).
Сами страховые компании в текущих условиях стараются реагировать быстро на новые тенденции и вызовы рынка, внедряя новые технологические решения. «Несколько лет подряд основным трендом «кризисного» рынка были традиционные бюджетосберегающие опции, — рассуждает руководитель Северо-Западного дивизиона Группы Ренессанс страхование Ольга Захарченко. — Доля, например, каско с франшизой, стала настолько значительной, что эта опция стала по сути нормой для рынка: в нашей компании, например, более 60% нового бизнеса каско — по договорам с франшизой». Теперь идет работа с «тонкими настройками» продукта: с системой тарификации каско, использующая принцип работы нейронных сетей. Суть системы в том, что при расчете стоимости полиса кроме возраста, стажа и других традиционных факторов, учитывается семейное положение, наличие детей, их возраст, вождение ночью и в выходные, и многое другое. «Чем больше мы знаем о клиенте — тем выгоднее условия каско: по сути, это пример реализации принципа pay as you are, хотя и более традиционный pay as you drive еще принесет рынку много новшеств», — разъясняет Ольга Захарченко. Еще одно направление развития страховых технологий, которое изменило рынок каско, это телематика. При покупке полиса с установкой телематического оборудования в нашей компании водитель может сразу получить скидку до 50%. Еще через три месяца, если оценка качества вождения высокая, он получает или полную отмену франшизы, или ее уменьшение, без какой-либо доплаты. Сейчас более половины (55%) клиентов, установивших телематику, претендуют на полную отмену франшизы.»
При этом действительно самым популярным видом экономии на полисе каско остается франшиза. За последние 10 лет уровень продажи полисов с франшизой на рынке вырос втрое — с 20% до 60% примерно — то есть люди активно пользуются этой услугой.
«А нашем прямом канале (то есть через интернет и колл центр) доля полисов каско с франшизой просто невероятная – 89%», - заключает Ольга Захарченко.
Не набирая скорость
По прогнозам участников круглого стола авторынок в 2017 году останется на прежнем уровне, и только сегмент подержанных машин незначительно увеличиться. Объемы автокредитования останутся, как минимум, прежними за счет программы господдержки.
«В 2017 году, по нашим прогнозам, объем рынка подержанных машин в России вырастет в пределах 5%, — оценивает Андрей Суровцев. — Одним из факторов, который будет сдерживать этот рост, станет требование установки системы «Эра–ГЛОНАСС» на все ввозимые в Россию машины, а именно — сложность процедуры реализации этого требования для физических лиц».
Участники рынка лизинга ожидают рост рынка новых авто также в пределах 5%. Сегмент лизинга грузового транспорта прирастет за счет программ господдержки, ожидает Андрей Волков. «Мы тестируем программу автолизинга для физлиц, но это перспектива 2-3 ближайших лет, — говорит он. — Также сейчас на обсуждении у Минфина и Банка России находится реформа лизинговой отрасли, в рамках которой возможно будут внесены изменения в части уплаты НДС для физлиц. Если это произойдет – лизинговые компании смогут конкурировать с банками в сегменте автокредитования».
Анастасия МИХАЙЛОВА |