05.07.19
Пресс-подход к первому заместителю Председателя Правления Сбербанка Ведяхину Александру:
Видеоролик тут
"Банки все больше применяют новые технологии - очень сложные модели, ИИ (искусственный интеллект), машинное обучение. Темп столь высок, что регулятор оказывается в роли догоняющего - сейчас он внимательно наблюдает за внедряемыми технологиями, моделями и активно их валидирует - проверяет. На самом деле этот вызов - перед всеми регуляторами в мире, и наш Центробанк идет впереди, в первых рядах точно.
В качестве примера можно вспомнить, когда раньше выдавался кредит физическому лицу, то все решения принимались только людьми. Потом стали добавлять модели, и за десяток лет получился такой большой и очень сложный ансамбль, в котором сотни моделей.. ИИ (искусственный интеллект) - одно из направлений называется глубинное обучение - это где сам алгоритм ищет взаимосвязи и выдает ответ. На основании достаточно простого набора трансакционыых данных клиентов Сбербанка и с помощью этого самого «глубинного обучения» была получена модель, которая предсказывает дефолт или не дефолт, то есть выдавать или не выдавать, и делает это лучше, чем огромный ансамбль сотен моделей, которые созданы за 10 лет.
Новая модель была создана за полгода. Конечно, человеческое влияние на эти процессы останется большим, уже потому что важно кто делает эти модели. Конечно именно люди в обозримом будущем будут принимать решения по самым сложным, самым интересным кредитам, но одновременно, те люди, которые ранее делали часть рутинной работы в данный момент переучиваются в людей, которые исследуют данные и пишут модели с помощью искусственного интеллекта.
Как и в любом новом деле не обходится без трудностей - первые затруднения начинаются в области качества исходных данных. В случае поступления данных низкого качества, предсказательная сила алгоритма довольно низкая. Не менее важно также и правильно проверять модели - речь идет о настройке на начальном этапе, и, конечно, необходимо поддерживать работоспособность модели, почти также как мы привыкли поддерживать работоспособность любого работающего механизма - автомобиля, например. Машине необходимо регулярное техническое обслуживание, проверка, если необходимо - ремонт.
В реальной жизни переодичность перенастройки моделей, как и у машин пересборка, раз в год-полтора, мелкие улучшения необходимо проводить с периодичностью один раз в две недели, иногда раз в три месяца, как требует ситуация. Некоторые модели требуют едва ли не ежедневного внимания. Часто тут влияет как раз величина потока клиентов. И конечно, как и везде - кадры решают всё. Люди, которые умеют решать, перенастраивать - они самые главные в этом процессе". |