22.07.20
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
Счетная палата РФ недавно опубликовала на своем сайте результаты проверки деятельности публично-правовой компании «Фонд по защите прав граждан – участников долевого строительства».
Документ весьма объемный, но зато интересный. Я настоятельно рекомендую читать его целиком.
Здесь же обращу внимание на некоторые моменты.
Первое. Фонд, на мой взгляд, чем то похож на «помогатор». Кто не знает, в сказках Эдуарда Успенского о маленьких человечках, живущих в приборах - фиксиках (это о них сняли весьма удачный мультсериал), фигурирует этот самый помгатор. Так называется ранец с инструментами. При этом внутренний объем помогатора не имеет лимита. В результате, в чудо-ранец помещаются инструменты, которые больше самого помогатора, причем этих инструментов, которые в нашем мире и по одному-то в рюкзак не влезли бы, в мире фиксиков спокойно лежат по несколько штук. Но ведь это же сказка… Так вот, общая черта большой серьезной публично-правовой компании с важнейшими государственными задачами и чудо-ранца в том, что Фонд должен решать разные задачи, которые ему явно не по силам. В бюджет не вмещаются.
Второе. Есть существенное различие. В сказке помогатор успешно работает. А в жизни Фонд – совсем наоборот. Потому что законы экономики в реальном мире объективны, как и законы физики. В 5-ти литровую банку невозможно залить 50 литров несжимаемой жидкости…
Третье. Немного цифр. Оказывается в России до сих пор не знают точного объема проблемы под названием «Обманутые дольщики». Еще раз: бюрократы не могут сделать элементарного – подсчитать – сколько строек зависло, сколько в них квартир.
Это уже не мультфильм про фиксиков, это другой бессмертный шедевр советской мультипликации: «Козленок, который считал до десяти». Главный герой его, хоть и был всего-навсего незрелым парнокопытным, судя по способностям, далеко превосходил двуногих ответственных лиц…
Не верите?
Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова (комментарий с сайта учреждения): «Из-за изменений в законодательстве с середины 2019 года регионы не ведут реестр таких граждан. На июль прошлого года в нем числилось порядка 48 тыс. человек. В то же время по различным экспертным оценкам, их общее количество сейчас составляет от 180 до 200 тыс. человек. Поэтому Счетная палата рекомендует Правительству в первую очередь провести совместно с регионами полную инвентаризацию обманутых дольщиков».
Проблему решают не первое десятилетие, а до сих пор даже объем ее оценить не могут. Да ни одна нормальная хозяйка не посолит суп, не зная, хотя бы приблизительно объем кастрюли. Тут же число пострадавших гуляет лаптем по карте, хорошо еще в разы, а не на порядки.
Или могут? Потому что дальше идут более-менее точные цифры. По крайней мере, разброс уже в десятки процентов, а не в разы. Как первый факт (сколько человек пострадало – не знаем) соотносится со вторым (сколько нужно денег им на помощь – знаем) – я комментировать не могу, ума не хватает (хороший журналист надувает щеки, типа знает все, а я вот не буду, противно врать), но это не самая большая загадка.
«По оценке Фонда защиты прав дольщиков, на 1 января 2020 года необходимо достроить 3137 жилых домов, на что требуется 686 млрд рублей. В «АО «ДОМ.РФ» подсчитали, что только из федерального бюджета в 2020-2024 годах на эти цели потребуется порядка 722 млрд рублей. При этом законом о бюджете Фонду в 2020 году предусмотрено только 3 млрд рублей, а в 2021-2022 годах бюджетные ассигнования вообще не запланированы». Конец цитаты.
Аналогичная ситуация складывается и по региональным бюджетам. В 2020-2022 годах средства на достройку проблемных объектов предусмотрены только в 31 регионе в размере немногим более 40 млрд рублей. При этом большинство регионов, согласно утвержденным «дорожным картам», отмечает Счетная палата, планировали полностью восстановить права обманутых дольщиков в 2020-2022 годах.
Кто не понял. Если в бизнесе для реализации инвестиционного проекта требуется 700 условных единиц, а у инициаторов есть только 3 условные единицы, то лучше не тратить и их попусту…
…Когда в 1986 году на 27-м съезде КПСС генсек М.С. Горбачев обещал, что в 2000 году каждая советская семья будет жить либо в отдельной квартире, либо в собственном доме, то я, будучи в буквальном смысле пионером, верил! Радовался, думал, моя семья скоро квартиру получит…
В обещании «решить проблему обманутых дольщиков за 3 года» с точки зрения среднестатистического российского губернатора, есть логика. Президент велел решить – скажем, что решим. Если сразу сказать, что не решим, потому что денег нет, то ведь накажут губернатора, может немедленно снимут, за саботаж-то. А так через 3 года – может и не вспомнят, что кто обещал. Другие обещания появятся, новые. И ведь никто же из коллег не выполнит заведомо нереальное обещание – что всех снимать? Кто страной управлять-то останется?
Четвертое. Деньги в чужом кармане. Средняя ежемесячная заработная плата в Фонде в 2017 году составила 372,9 тысячи рублей; в 2018 году – 422,7 тысячи рублей; в 2019 году – 219,2 тысяч рублей.
Но самое интересное, что если считать только по подразделениям Фонда, расположенным в столице нашей Родины, то средняя зарплата в прошлом году будет 338,9 тысяч рублей/мес.
«Единый сервисный центр» в г. Воронеже со средней зарплатой в пять раз меньшей, чем в Москве (61,2 тысяча рублей/месяц) снижает общие показатели. Хотя, в Воронеже 60 тысяч рублей - очень даже приличная зарплата.
В отчете не написано, почему зарплаты в Фонде в прошлом году снизились относительно года позапрошлого. Но все равно нетрудно прикинуть, что содержание одного специалиста уважаемого учреждения в столице в течение одного года весит столько, сколько достройка двух-трех проблемных квартир в регионах.
И еще действует закон бюрократии: есть проблема. Есть структура, которая ей занимается. Есть люди, которые получают зарплату. Зачем им рубить сук, на котором сидят? Есть мыши – нужен в доме кот. Судя по темпам решения проблемы обманутых дольщиков, специалисты Фонда будут получать немалые зарплаты еще не одно десятилетие.
Общий вывод.
Проблема обманутых дольщиков новейшей России все сильней напоминает проблему восстановления сбережений в Сбербанке СССР. Судите сами:
- Готовность по политическим мотивам взять на себя неочевидные обязательства (в случае с дольщиками – за достройку домов за которые деньги взяли частные фирмы, по долгам которых государство по закону не отвечает).
- Огромный объем долга. Который даже подсчитать нормально не могут.
- Непопулярность среди целых слоев населения. Вопрос – почему общественные деньги тратятся на достройку домов (при том, что есть среди дольщиков и те, кто покупает несколько квартир под сдачу в аренду). И вообще хотите покупать жилье на стадии котлована дешево – рискуйте, только если проиграете – не плачьте. Такая позиция на форумах в интернете высказывается все чаще.
- Невозможность государства ни отказаться от обязательств, ни выполнить их.
Затягивание проблемы («молодой пенсионер» времен конца существования СССР, сейчас если и жив, то приближается к девяностолетию, а ведь именно эта когорта пострадала от обесценения вкладов больше всего). Если проблему обманутых дольщиков будут решать по этому образцу, то это как-то слишком цинично.
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора
|