22.03.22 11:02:00
Глобальная цифровизация российского страхового рынка привела к заметному повышению уровня легитимности и прозрачности конечного продукта, однако мошенники продолжают находить уязвимости в сложной цепочке взаимодействия между страхователем и страховщиком.
Несмотря на активное противодействие страхового сообщества и правоохранительных органов, злоумышленники активно применяют мошеннические онлайн-схемы в сфере страхования. К примеру, продают поддельные страховые продукты. И тогда покупатель может оказаться на поддельном сайте страховой компании и стать жертвой мошенников, поддавшись на заманчивую стоимость продукта.
Как отмечает эксперт по противодействию страховому мошенничеству и полковник полиции в отставке Дмитрий Кондратьев, при покупке через поддельный сайт человек осуществляет оплату, мошенники дают покупателю номер страховки, но она на самом деле числится за другим человеком. «Также мошенники используют обманное смс-информирование о том, что у автовладельца заканчивается страховка, мошенники присылают в сообщении номер транспортного средства и ссылку для оплаты новой страховки. Далее деньги уходят преступникам, а покупателю они присылают номер полиса, выписанного на другое лицо», — дополняет эксперт.
Покупать полис стоит только на официальном сайте страховой компании и крупных маркетплейсов. Однако при оплате полиса онлайн потребители должны быть очень внимательны. При возникновении малейших подозрений необходимо проверять сайт всеми доступными способами. Самый простой — убедиться, что адрес в строке браузера совпадает с официальным, для чего можно задействовать поисковые системы, где рядом с сайтом настоящей страховой компании должен быть специальный символ в виде синей «галочки» с комментарием, что данная организация входит в ВСС. Кроме того, список всех страховых, зарегистрированных в качестве членов ВСС, и их контакты можно найти на сайте союза.
Существуют и другие опасности в случае, если страхователь решил воспользоваться не услугами страховой компании, а выбрать некие обходные пути в попытках сэкономить. Так, автовладелец из республики Марий Эл решил оформить полис ОСАГО онлайн, но не на сайте страховой компании, а через найденного в социальных сетях неустановленного «подрядчика», который, представившись страховым агентом, убедил потерпевшего перевести 7500 рублей. Вместо получения полиса пришлось обращаться в РОВД Моркинского района с заявлением по факту мошеннических действий.
Традиционно, все мошеннические схемы базируются на доверии, невнимательности и недостаточной осведомленности у потенциальных жертв. Благодаря пилотному проекту Министерства Финансов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» во многих регионах широко освещаются проблемы, связанные с недобросовестными автоюристами, кроме того, проводятся мероприятия, позволяющие наглядно и доступно информировать граждан с целью искоренения проблемы цифрового мошенничества, однако для полного решения проблемы необходимы участие и сознательность граждан.
Как отмечает Дмитрий Кондратьев: «Любые сомнения должны всегда приводить к отмене сделки и проверке всех данных, которые вызывают эти сомнения. Проще лишний раз убедиться в правильности своих действий, чем потом годами добиваться справедливости в правоохранительных органах. Нужно внимательно проверять подлинность сайта, не прибегать к услугам агентов, а при получении смс-рассылки необходимо убедиться в подлинности контактов отправителя. В этом году ЦБ наделили полномочиями выходить в Генеральную прокуратуру с инициативой о блокировке фейковых сайтов. Это должно помочь снизить количество мошеннических преступлений».
Подготовлено информационным проектом «Страхование: Общественная экспертиза» |