17.10.22 16:23:00
66-я Открытая дискуссия Президента Ассоциации российских банков, академика РАН Гарегина Тосуняна /РАНХиГС/
С конца сентября у вкладчиков российских банков вновь возник спрос на наличные деньги, однако он оказался в четыре раза ниже, чем в феврале-марте 2022 года. Об этом сообщил президент Ассоциации российских банков, академик РАН Гарегин Тосунян на открытой дискуссии «Маркетинг и реклама в банковской сфере». При этом спикеры конференции считают, что данные факторы на ликвидность банков не должны повлиять. По словам Тосуняна, в этом году наблюдалось две волны спроса на «наличку». Но если с 24 февраля по 5 марта клиенты банков сняли почти 3 трлн рублей, то с 21 сентября по 6 октября — 754 млрд.
Данный этап в банковской сфере характерен тем, что развитие подхода к предоставлению банковских услуг во многом зависит от грамотного маркетинга в банковской сфере и решения двух задач: выстраивания доверительных отношений с клиентами, которым важно сохранить средства, и оперативного отклика на их потребности с быстрым внедрением инновационных решений, полагает Президент АРБ.
«С одной стороны, российские банки – одни из лучших в мире по качеству IT-технологий в онлайн-сервисов. Это дает возможности для маркетинга с точки зрения разнообразия рекламных средств и охвата аудитории. С другой стороны, 2022 год бросил вызов всей экономике России и банковский сектор – не исключение. С точки зрения санкций – находится на передовой. У компаний финансового сектора появились новые репутационные риски, а с помощью маркетинга и рекламы как раз и формируются репутационные ценности банков в глазах клиентов» –пояснил Гарегин Тосунян. При этом в 2022 в банковской сфере была отмечена эволюция подходов к предоставлению банковских услуг и коммуникациях с клиентами.
В рамках дискуссии в РАНХиГС особое внимание было уделено росту таких тенденций банковской сферы в текущем году:
1.Всплеск интереса к вкладам со стороны населения и банков весной.
«Банки стали больше уделять внимания не только кредитным, но и новым продуктам — по сохранению пассивов», — пояснил тренд эксперт в области цифрового продвижения финансовых продуктов и эксперт фонда Сколково, гендиректор компании Mplace Вячеслав Семенихин.
2.Общие тренды спроса на банковские продукты к осени вернулись в норму и ничем не отличаются от спроса годом назад.
3.Тренд на цифровизацию услуг.
«История коммуникации на банковском рынке неразрывно связана с историей финансовых кризисов. Это связано с тем, как потребители воспринимают информацию и коммуникацию в целом в зависимости от внешних обстоятельств. Так, в периоды кризиса критично значимой становится работа с репутацией бренда, а имиджевая коммуникация, хоть и сохраняется – без нее не выстроить верхнюю часть воронки – значительно трансформируется. На фоне тотальной смены потребительских установок и потребности в формировании доверительной коммуникации, происходят и принципиальные тектонические сдвиги в самой банковской индустрии. ИТ-трансформация – это уже реальность, на которую должны ориентироваться все игроки рынка, работающие в сфере коммуникаций», сообщила директор по исследованиям и разработкам коммуникационного агентства КРОС Ксения Касьянова.
Вячеслав Семенихин привел такие данные, подтверждающие тренд: более 60% запросов на банковские услуги – мобильные. Наибольшая их доля — на кредитную карту (более 80%), на кредит (более 70%), карту «МИР» и банковские вклады. Потребители стали получать банковские продукты, практически не выходя из дома.
В продвижении своих услуг банки критически меняют технологии с расчетом на «диджитального» и практичного потребителя, пояснила Ксения Касьянова. В частности, банки уже перешли от игровых роликов к более утилитарной рекламе, подчеркивающей надежность и выгоду услуг и делают акцент на дистанционном взаимодействии с клиентами. «Коммуникация стала абсолютно омниканальной, она полностью окружает пользователя. Пользовательский опыт носит сквозной характер как при взаимодействии с информацией, так и при взаимодействии с банковскими продуктами», — отметила эксперт.
Напомним, что проект «Открытая дискуссия Президента АРБ, академика РАН Гарегина Тосуняна ведется с 2013 года совместно с вузами-партнерами по всей России. Это более 80 ведущих учебных заведений страны. Организаторы мероприятия: Ассоциация российских банков и НИИ «Доверия, достоинства и права».
|