28.12.22
Беседовала Татьяна Триндюк, главный редактор портала «ТТ Финанс».
Виталий Шеверда: Мы очень много вложили сил, чтобы заслужить доверие инвесторов
Новым трендом при частном инвестировании в рынок недвижимости становится туристический вектор. Профессиональными секретами делится генеральный директор управляющей компании «СОВА» Виталий Шеверда, презентующий сеть коттеджей для отдыха в Ленинградской области. «Наша компания работает в достаточно узкой нише – мы привлекаем инвестиции под свои проекты, строим прокатные быстровозводимые дома. - рассказывает Виталий Шеверда. - Можно приобрести некую долю коттеджа (от 300 тысяч рублей), а не весь объект целиком. Если же интересней отдельный жилой объект – порог входа начинается от 5 млн. рублей».
- Виталий Андреевич, с чего начался ваш проект, как пришла идея?
- В 2017 году я взял в управление базу отдыха – парк-отель «Сойкино». Наладил бизнес-процессы: правильный клининг, бронирование, все маркетинговые нюансы, техническое обслуживание... Началось качественное управление. Более-менее дело сдвинулось, пошли заявки, все больше и больше. И оказалось, что часть заявок мы теряем. Но если взять несколько коттеджей в дальности 10-15 км в управление и перенаправить заявки туда, то вопрос сам собой разрешится. А еще проще привлечь внешние инвестиции и построить новые объекты.
Дальше мы стали более внимательно изучать, что запрашивают наши гости, создали колл-центр. Оценка их потребностей и помогла выстроить новый бизнес-план. Первые инвестиции пришли в 2020 году, это был проект «Сова – Сказка». Построили 12 коттеджей буквально на опушке хвойного леса. Признаю, это оказалось очень удачное размещение – нам повезло с локацией. Дальше просто расширили опыт на следующие локации с учетом пожеланий наших гостей. На данный момент уже запущено 13 локаций, таким образом, у нас в управлении сейчас функционирует более 150 коттеджей, которые обслуживаются командой в 150 сотрудников.
- Что такое современный коттедж в вашем понимании?
- Повторюсь, сеть коттеджей «Сова» держится на четырех китах. Это маркетинг, клининг, техническое обслуживание и бронирование. Это не значит, что мы однажды построили коттеджи, и они так и стоят. Мы постоянно модернизируем локации, а дома перестраиваем с добавлением различных усовершенствований, это камины, кондиционеры, бытовая электроника. А еще достраиваем бани, СПА, кафе… Например, сейчас запускаем локацию «Лебяжье» с полноценной системой «Умный дом»: «Алиса», теплый пол, подстраиваемая музыка… Акцент делаем на технологиях.
- К текущему моменту какой объем инвестиций уже привлечен?
- Свои деньги на данный момент нам доверили более 150 физлиц. В денежном выражении это более 500 миллионов рублей. Можно было ожидать, что с уходом Букинга и Инстаграмма станет сложнее привлекать новых инвесторов в наше сообщество. Плюс геополитическая ситуация добавляет неопределенности. Но в действительности с уходом Букинга в нашей сети бронирования ничего не изменилось. Основной трафик идет - мы изначально так выстраивали - на наши собственные ресурсы. Сайт sova.rent. Хотя, конечно, все возможные сайты-интеграторы мы тоже используем.
И я всегда говорил, и буду говорить, что все в итоге зависит от выстраивания управления бизнесом. Нужно держать под контролем сервисные моменты, поддерживать с гостями и инвесторами обратную связь. И при качественном управлении доверие инвесторов сохранится, а гости будут возвращаться.
- Но рекламный бюджет все равно достаточно большой?
- Да, и директ, и таргетированная реклама, и «Авито», и «ВКонтакте», и еще добрый десяток площадок. Столько же усилий уходит на брендбук. Работает большая команда маркетологов. И если говорить о локальных базах отдыха, то в рейтингах мы занимаем первые места.
- В рейтингах по Ленобласти, или шире?
- Мы уже зашли в Подмосковье, строим три локации. Две, скорее всего, запустим уже в этом году. Также сформировали пул инвесторов под локацию в Карелии. Сейчас начнем строить и запустим, вероятно, к майским праздникам. При движении в другие регионы акцент будем делать на франшизу. По своей сути франшиза подразумевает очень много обязательств перед инвесторами, и год-два назад нам это было не по плечу. Но теперь, считаю, что мы уже доросли до такого уровня.
Еще хотел бы отметить, что мы проводим застройку полного цикла: от поиска локации, привлечения инвестиций и, собственно, строительства до запуска и сдачи объектов.
Хотя, следует признать, бизнес достаточно сложный, приходится искать определенные локации у воды, не далее 110 км от Петербурга, плюс еще множество ограничений. «Все зависит от клиента. Ищет ли он активный отдых, или просто желает побыть на природе, может быть любит охоту или рыбалку… Но есть общая особенность: основные клиенты – это семейные пары.
- За пять лет вы из одной базы отдыха превратились в двенадцать. А за следующий год насколько в сумме вырастете?
- Планов много. Единственным ограничением служит необходимость выбирать строителей, гарантирующих наш уровень качества. Круг подрядчиков формировался тяжело и далеко не сразу. Но к сегодняшнему дню, можно сказать, сформирован. И на данный момент мы строим одновременно порядка 40 коттеджей. Только что запустили локацию «Форелевая ферма» под Мамонтовкой. Также запускаем две локации на озерном берегу, рядом с другой форелевой фермой в «Стеклянном ручье». Первая очередь в этом году, вторая – в следующем. Плюс, две локации в Московской области, о которых я уже рассказал. Еще взяли три гектара земли в Тундре. И в перспективе – застройка большой локации в Подмосковье на Дмитровском шоссе рядом с поселком Яхрома. Планируем выкупить более 70 гектар, собираем пул инвесторов. В целом же мы сейчас набираем команду профессионалов, чтобы организовывать строительство коттеджей в любом регионе страны.
- Насколько вам помогает сокращение ряда заграничных туристических маршрутов в недружественные страны?
- В 2017 году, когда еще не было ни пандемии, ни обострения внешнеполитической ситуации, и я взял первую базу отдыха, то увидел следующее. При качественной отладке всех бизнес-процессов получится достойный результат. Соответственно, в 2017-м, в 2018-м, в 2019 годах по показателям я видел качественный прирост. Пандемия, в свою очередь, повысила спрос на загородное жилье. Мы отмечали рост на 10-15%, а далее спрос выровнялся. Можно смело утверждать, что летом на топовую локацию при качественном обслуживании загрузка всегда будет хорошей, выше 95%.
Далее – при санкциях и закрытии границ – наблюдаем то же самое. Рост спроса. Но я уверен, что и без внешних факторов мы бы успешно развивались. Все держится на профессиональном подходе.
- Хорошие показатели в летние месяцы не удивляют. А в целом как сезонность сказывается на работе?
- Мы стараемся строить локации под разную целевую аудиторию. Если говорим о «Форелевой ферме», то вокруг хвойный лес. Сюда можно приехать на прогулку по лесным тропкам, просто подышать чистым воздухом. Есть локации, например, «Лыжный парк», рядом с горнолыжными курортами, что дает прекрасную заполняемость в низкий сезон. Есть локации вблизи от города, например, «Голубое озеро». Приехал, отдохнул, может, сходил в баньку, может, пожарил шашлыки. Еще можно посидеть с удочкой или покататься на сап-бордах. Правильный подбор локаций – это 70-80% успеха. Мы очень кропотливо подходим к выбору локаций и точек притяжения рядом с ними.
Есть локации, где просто несколько домов стоят, и клиенты приезжают пожарить шашлык или затосковавшую в бетонной коробке собаку выгулять. А есть полноценные базы отдыха со СПА, ресторанами, кафе и другими точками притяжения.
Записал Игорь ЧУБАХА |