"Любой кризис сложен для бизнеса не столько тем, что становится меньше клиентов или падает прибыль, сколько неопределенностью относительно будущего. Поэтому компании обычно прописывают для себя несколько сценариев возможного развития событий и, исходя из этого, выстраивают свои приоритеты по затратам. Обычно сокращают расходы на то, что может подождать. Это крупные корпоративные мероприятия, несрочный ремонт, плановое обновление техники, — поясняет Екатерина Мовсесян, генеральный директор КРОС. — Различные корпоративные проекты претерпевают оптимизацию. Например, корпоративное обучение проходит силами внутренних экспертов вместо привлечения внешних, а праздники организуются своими силами в офисе. В последнюю очередь сокращение затрат касается персонала. Люди — это главный актив любой компании, от которого во многом зависит выход из кризиса и дальнейшее развитие. Поэтому команду обычно стараются сохранить".
"В целом российский бизнес в этом году жил по схеме «вызов-реакция», то есть постоянно подстраивался под все новые условия, — говорит Екатерина Мовсесян. — Это и жизнь с другой стоимостью и доступностью логистики в импорте и экспорте, и проблемы с платежами в СНГ и дальнем зарубежье, и необходимость менять поставщиков и номенклатуру всех закупок комплектующих и компонентов из-за границы. Но опыт предыдущих кризисов действительно помогает: мы успели научиться проявлять гибкость, быстро принимать решения и просчитывать риски".
"Поэтому к концу года мы видим, что адаптация в целом произошла: компании усилили направления, требующие особого фокуса, сократили необязательные расходы. Например, в коммуникационном бизнесе клиентский портфель уже прошел через основную «зону турбулентности», и ландшафт отрасли стал более понятным. Стало меньше долгосрочных проектов и больше – коротких, выросла доля антикризисных задач. В целом сейчас на рынке почти у всех есть адаптированная карта рисков и прописаны различные сценарии. Время покажет, по какому из них будут развиваться дальнейшие события", — заключает эксперт.