25.09.23
Подготовил журналист-обозреватель Алексей Миронов специально для TT Finance
Российские акции дешевеют. Отсутствие внятных идей, высокие процентные ставки по долговым финансовым инструментам и новые фискальные меры государства, вот фон который наблюдают инвесторы.
Начинаем, как всегда, с главных цифр.
Индекс РТС 999,99 пунктов. Обычно мы округляем цифры, но уж больно в этот раз число красивое, рука не поднимается. Но счастливым я бы его не назвал: за неделю индекс потерял 29 пунктов.
Баррель нефти «Брент» 93,6 доллара (потеря 0,8 долларов за неделю).
Унция золота котируется по 1 944,4 доллара (изменения в цене минимальны).
Теперь к основным событиям недели минувшей.
Первое. Государственные нужды. Средства компаний нужны казне.
С 1 октября в России начнут действовать временные гибкие экспортные пошлины на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля, сообщило Правительство РФ. Пошлина составит: 4% стоимости, если доллар будет стоить от 80 до 85 рублей; 4,5% — при курсе от 85 до 90 рублей; 5,5% — при курсе 90−95 рублей. Для удобрений пошлина составит до 10% в зависимости от курса рубля. Официально регулирование применяется в целях поддержания рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления и поможет защитить внутренний рынок от необоснованного повышения цен. Гибкие экспортные пошлины будут действовать до конца 2024 года.
Перевожу добрые слова про поддержание всего хорошего и защиту родных потребителей от роста цен. Национальные компании-экспортеры получают «естественную» выгоду от падения курса рубля. Расход-то у них в отечественных деревянных рублях. А экспортные цены в контрактах в твердой валюте. Хорошо живете за счет народного горя, в смысле за счет падения рубля. Налог ввести в экстренном порядке нельзя по процедурным моментам, вот пошлину можно.
Президент Российского союза предпринимателей и промышленников Александр Шохин сказал (цитата по агентству «Интерфакс»): «Не успели компании заплатить один неожиданный налог (единоразовый сбор со сверхдоходов за 2021–2022 годы), как появился новый неожиданный налог. Поэтому задача бизнеса, на самом деле, вести постоянный диалог с правительством и все-таки предсказуемость экономической политики максимально обеспечивать».
Аналитики инвестиционных компаний соревнуются в подсчетах – на сколько данная мера снизит дивиденды компаний производителей стали, удобрений, алмазов, угля. Ориентировочно на 10-20% от уже близких казалось бы доходов…
Второе. Государственные нужды. Топливо стране нужно.
В России введены временные ограничения на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Решение принято для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, сообщила пресс-служба правительства РФ.
Мера действует до отмены, те до насыщения внутреннего рынка.
«Ограничения» это деликатно. В документе говорится о запрете экспорта бензина и дизтоплива. Правда, легитимизуются некоторые исключения: вывоз гражданами для личных нужд; вывоз в некоторые дружественные страны (члены Евразийского союза, Абхазию, Ю. Осетию); обеспечение топливом российских военных баз и международных гуманитарных миссий и пр.
Цены на топливо внутри страны растут. Но как им не расти, если рубль упал.
Третья. Мы вовремя успели.
Курс доллара был бы «хорошо трехзначным», если ключевая ставка осталась на уровне 8,5%. Так считает заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин. «В этом смысле с точки зрения текущей динамики обменного курса ключевая ставка повлияла», — заявил Алексей Заботкин журналистам.
Рубль перестал падать, это правда, но укрепляется он не слишком охотно. Высокая цена долговых денег снижает привлекательность вложений в акции. Доходность российских облигаций федерального займа (ОФЗ) с погашением через 1 год около 12,2% годовых. В корпоративные облигации, тем более акции имеет смысл идти за куда большими цифрами дохода. Да и высокие налоги привлекательность рискованным вложениям не добавляют.
Так что жизнь задает правительству и госбанку тяжелую задачу – чем жертвовать. Не хотелось бы только, чтоб в роли жертвы выступило население и тот самый реальный бизнес.
Мнение редакции по отдельным вопросам может не совпадать с мнением автора |