04.07.25


Причины торможения российской экономики и сворачивания инвестиционной активности стали темой дискуссии, которая состоялась на пленарной сессии в первый день Финансового конгресса Банка России. В ней приняли участие главы Сбера и ВТБ Герман Греф и Андрей Костин, а также председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Как сообщил президент-председатель правления Сбербанка Герман Греф (его слова привела пресс-служба кредитной организации), российские компании откладывают инвестиции и ждут стабилизации ситуации. «За 6 месяцев 2025 года банк не профинансировал ни одного нового инвестиционного проекта — происходит только дофинансирование тех, что уже начаты. Торможение российской экономики вызвано целым рядом факторов, и высокая ключевая ставка ЦБ — только один из них. Влияние на экономику оказывают крепкий рубль, кризис на сырьевых рынках, падение цен на ключевые статьи российского экспорта и перегретый рынок труда, когда безработица составляет всего 2,3%», — подчеркнул Греф.
Достаточно смело охарактеризовал ситуацию Андрей Костин, напомнив о прямой связи между экономикой и политикой (выступление президента-председателя правления ВТБ цитирует газета «КоммерсантЪ»).
«Мы очень робкие, когда говорим о причинах проблем в экономике. Но хорошо — нам помогает президент, он за последнюю неделю дважды высказался о том, что причиной инфляции у нас являются большие военные расходы. Помимо того, что они вообще большие и стимулируют развитие определенных отраслей экономики, они еще не производят продукции, которая потом попадает на рынок. Эта продукция потом улетает куда-то. Поэтому предложение не увеличивается на рынке, а расходы растут», — сказал Костин и добавил, что вторая причина, тесно связанная с первой, — санкции, усложнившие многие процессы. Исходя из всего этого, он предложил Центробанку, как вариант, повысить цель по инфляции с 4% до 8%.
Банкирам возразила Эльвира Набиуллина: «При ставке 8% у вас не будет низких ставок никогда рыночных, у вас ставки будут всё время высокие, у вас будет снижаться горизонт планирования инвестиций, а низкая инфляция нужна для того, чтобы обеспечить установленный экономический рост», — сказала глава ЦБ (цитата по изданию «Фонтанка»).
Также она не согласилась с тем, что экономике угрожает переохлаждение. По мнению главы Центробанка, переохлаждение означало бы, что инфляция падает ниже цели, появляется переизбыток рабочей силы и происходит кредитное сжатие.
«Что мы видим сейчас по этим основным индикаторам? Да, мы видим замедление инфляции, замедление, которое происходит быстрее наших ожиданий, но пока эта инфляция выше цели и в годовом выражении, и в текущих темпах. Мы видим снижение остроты на рынке труда, но дефицит на рынке труда остается», — отметила она. При этом, по данным Банка России, в значимых отраслях сохраняется высокая инвестиционная активность и, хотя потребительский спрос в целом охладился, остается высоким спрос на услуги. Все это сигнализирует о замедлении роста деловой активности, но показатели нужно сравнивать с очень высокими темпами, которые отмечались в 2023−2024 годах.
«У нас впереди очень неспокойные времена. Но я уверена, что это и новые возможности для развития, для роста производительности труда в условиях дорогой рабочей силы», — заключила глава регулятора. |