22.12.23 17:00:00
О новой мошеннической схеме, когда аферисты звонят гражданам под видом сотовых операторов, рассказала пресс-служба ВТБ. В декабре этот вид обмана активизировался.
На мобильный телефон потенциальной жертвы поступает звонок с неизвестного номера. Собеседник представляется сотрудником сотового оператора и сообщает о необходимости немедленно продлить договор мобильной связи или тарифный план, защитить телефон от утечки данных, получить новогодний бонус и т.п.
Все эти действия мошенники требуют совершить немедленно, в настойчивой форме: «иначе ваша сим-карта будет аннулирована через час». Далее жертва получает СМС с кодом для входа в онлайн-кабинет своего сотового оператора, а злоумышленники просят сообщить им этот код, чтобы получить доступ к личному кабинету на Госуслугах или на сайте оператора
В итоге эти действия позволяют мошенникам оформить электронную сим-карту (eSim) и управлять от имени жертвы различными сервисами, включая онлайн-банкинг.
«Подобная схема обмана появилась сравнительно недавно, если в сентябре-октябре было несколько подобных обращений в месяц, то в ноябре счет шел уже на десятки. За первые 20 дней декабря мы получили уже столько же обращений от клиентов с жалобой на подобные действия мошенников, сколько было за весь ноябрь, – отметил старший вице-президент банка, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов. — Этот сценарий сейчас остается одним из самых актуальных».
Как не стать жертвой обмана?
- Отказ в передаче личной информации незнакомым людям обеспечит безопасность ваших средств и персональных данных.
- Сразу прекращайте любые разговоры, в которых звонящий просит передать ему конфиденциальные сведения, в т.ч. коды из СМС. Банки, мобильные операторы, Госуслуги и другие компании не имеют права обращаться к клиентам с подобными звонками.
- Особенно вас должно насторожить, если звонок поступил с незнакомого номера, и если, когда вы прекратили разговор, вам перезванивают снова и продолжают настаивать, зачастую в агрессивном тоне.
- Если инцидент уже произошел, как можно быстрее обратитесь в ваш банк или в организацию от имени которой был звонок, оставив сообщение в контакт-центре, онлайн кабинете или офисе.
Никита Чугунов напомнил, что вы сможете сразу определить, кто звонит — мошенник или представитель реальной компании, установив определитель номера через ВТБ Онлайн.
Эксперты банка отмечают, что мошенникам приходится все чаще менять свои сценарии, а сама их активность в этом году начала сокращаться благодаря повышенному вниманию со стороны финансового сообщества, органов власти и мобильных операторов. |