Алексей Зубец: Официальные данные по реальным зарплатам, то есть зарплатам за вычетом инфляции, за прошедший год пока не готовы, Росстат их посчитает уже весной, но мы ожидаем, что по итогам 2023 года их рост составит примерно 6,5%. В начавшемся году за счет эффекта высокой прошлогодней базы рост будет меньше, тем не менее, мы ожидаем увеличения реальных зарплат примерно на 5,2%. То есть платежеспособность работающих россиян продолжит расти, причем довольно ощутимыми темпами.
Чем объясняется дефицит рабочих рук?
Алексей Зубец: Опросы предпринимателей показывают, что главный озабоченностью российских предпринимателей становится не узость спроса, как это было все последние годы, а недостаток рабочих рук. И это принципиально меняет ситуацию на рынке труда. Правда состоит в том, что свободных квалифицированных работников в России практически не осталось. Мы начали прошлый год с безработицей в 3,6%, к концу года она упала до уровня 2,9%, а число тех, кто состоит на учете в центрах занятости, упало до 420 тыс. человек. И, наверное, это нижний технический предел безработицы. О высокой напряженности рынка труда говорят и наши исследования, проводимые среди представителей малого и среднего бизнеса. По сравнению с доковидным 2019 годом число компаний, озабоченных поиском персонала, выросло более чем в 2 раза, причем кадровая проблема проявилась уже в пандемийном 2020 году и с тех пор только обострялась. И с другой стороны, все последние годы сокращается число тех, кто ищет работу. По сравнению с пиком, достигнутым в 2019-2020 гг., число соискателей упало более чем в 3 раза.
На протяжении всей постсоветской истории это всегда был рынок нанимателя, теперь ситуация меняется на противоположную. Сегодня мы видим сочетание нескольких негативных обстоятельств: с рынка в силу возраста уходит последнее многочисленное поколение рабочих кадров, подготовленных во времена СССР, сказывается демографический провал 90-х годов, к тому же в последние три десятилетия подготовка рабочих кадров была недостаточной.
С другой стороны на рынке труда катастрофы не ожидается.
Значит все-таки в России есть трудовые резервы?
Алексей Зубец: Да, за последние десятилетия были не только демографические провалы, мы наблюдали и периоды довольно высокой рождаемости. К тому же на поддержание численности трудоспособного населения в ближайшие годы будет работать и пенсионная реформа. По среднесрочному варианту демографического прогноза, сделанного Росстатом, численность населения трудоспособного возраста в ближайшие годы в России будет расти. Максимального размера она достигнет в 2033 году - 87,6 млн. человек против 84,7 млн. в 2024 году. Плюс к этому на рынок труда выходят жители новых российских территорий.
К тому же надо помнить, что далеко не по всем секторам экономики у нас большая нехватка рабочих рук, есть специальности, по которым рост спроса незначительный.
То есть безработица у нас неравномерная?
Алексей Зубец: Да, именно так. Наши исследования показывают, что из числа массовых профессий хуже всего дело обстоит на рынке бухгалтерских услуг. Здесь конкуренция за вакансии остается достаточно высокой. Похожая ситуация на рынке общепита (это повара, официанты), где предложение рабочих рук остается достаточно значительным, а рост спроса невелик. С другой стороны, в таких профессиях, как водители, уборщицы, продавцы, курьеры поиск работы не представляет проблем - спрос на них растет, а предложение рабочих рук не увеличивается. И если говорить в целом, такое положение характерно для большинства сегментов рынка труда. Именно поэтому, как мы уже писали, растут зарплатные ожидания соискателей. Сегодня в среднем те, кто ищет работу, хотели бы получать 115 тыс. рублей в месяц, что заметно выше, чем год назад.
Источник