05.06.24 16:00:00
XIX Международная Конференция Всероссийского союза страховщиков «30 лет ВСС – от прошлого к цифровому будущему» состоялась 28 мая в Москве. О событии рассказала пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».
Участники встречи обсудили историю становления страхового рынка в России, ключевые направления и перспективы развития, а также основные задачи, которые стоят перед страховым бизнесом. В конференции приняли участие представители Банка России, Госдумы, профильных министерств и ведомств, руководители крупнейших страховых компаний, эксперты рынка и представители общественных организаций.
Особое внимание эксперты уделили цифровизации процессов. Так, по данным Банка России за прошлый год, доля электронных продаж страховых продуктов выросла с 14 до 19,3%. При этом более трети взносов, полученных через посредников путем электронных продаж, приходится на обязательное ОСАГО.
Новые вызовы требуют новых продуктов. Об этом в своем выступлении заявил председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Он напомнил об уже вступившем в силу законе о «коротких» полисах ОСАГО, которые можно оформить на срок от одного дня до трех месяцев.
Как отметил экономист, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Алексей Саватюгин, «ОСАГО — положительное явление, которое приучило людей к страхованию». Именно этот сегмент, по мнению Саватюгина, стал главным двигателем страхового рынка в 2000-е годы.
Глава Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев считает, что на данном этапе рынку нужна трансформация системы натурального возмещения в ОСАГО. Предложения по урегулированию убытков по «автогражданке» разрабатывались в тот момент, когда ремонт можно было сделать за 30 дней. Сейчас же реалии изменились и потребители все чаще сталкиваются с увеличением сроков ремонта, — подчеркнул эксперт.
На круглом столе, посвященном автострахованию, участники назвали основные вызовы, с которыми приходится сталкиваться при натуральном возмещении вреда в рамках ОСАГО: это нарушение логистических цепочек и уход большого количества производителей, которые перестали поставлять запасные части в нашу страну.
По мнению директора по розничному страхованию АО «АльфаСтрахование» Александр Горин , основная проблема сейчас – требование Закона №40-ФЗ об осуществлении ремонта в 30 календарных дней. Еще один негативный фактор – присоединение к санкциям крупных поставщиков неоригинальных запчастей из Тайваня и Кореи. Это усложнило доступность этих деталей, отразилось на логистике и росте стоимости комплектующих. Эксперт назвал два возможных пути решения проблемы, «Во-первых, это изменение срока ремонта до реального. Речь идет о периоде в 60 дней и больше. Эта цифра эмпирически подтвержденная. И наше общее предложение страхового сообщества о законодательном увеличении срока ремонта до 60 дней сильно бы изменило ситуацию. И второе предложение – это использование б/у запчастей. Подобное нововведение сократит срок ремонта, так как подержанные запчасти найти легче. Не все понимают, что качество бэушной детали очень часто лучше, чем неоригинал».
Директор дирекции по урегулированию массовых убытков АО «СОГАЗ» Сергей Гончаров согласился, что основная проблема сейчас – это сроки ремонта. «Средний срок ремонта в 2023 году – 62 дня, в 2024 – 58 дней. Это существенно больше, чем дает законодательство. При этом средний срок поставки детали – 40 дней. То есть ключевая проблема – это не сам ремонт, а ожидание запчасти. Некоторые детали идут из-за границы до 5 месяцев. Максимальные сроки, которые мы идентифицировали – это 150 дней», – сказал он.
Как заметил директор Департамента урегулирования убытков СПАО «Ингосстрах» Максим Дмитриев, «за рамками «страховых» ремонтов широко используются б/у или донорские запчасти. Это, как правило, неповрежденные детали и узлы, которые ранее были установлены на конвейере завода-изготовителя, прошли наивысший контроль и отбор. Они, даже по сравнению с оригинальными деталями, реализуемыми заводом в качестве запасных частей, изначально имеют более высокое качество».
Член правления «Союза Автосервисов» Илья Плисов подтвердил: СТО давно ремонтируют машины с использованием подержанных запчастей. Опыт подобной практики в нашей стране составляет около 30 лет, и в советское время также существовали предприятия по восстановлению запчастей – ремзаводы, часть их сохранилась и сегодня.
«Эксплуатация бывших в употреблении запчастей – технологическая норма, — уверен Плисов. — Нет никакой разницы продолжает ли запчасть эксплуатироваться на автомобиле-«хозяине» или на другом аналогичном автомобиле». Эксперт также подчеркнул, что вопреки многим опасениям уже существуют эффективные механизмы повышения прозрачности рынка б/у запчастей. |