10.03.10
2 марта 2010 года в Агентстве Журналистских Расследований состоялся круглый стол на тему «Пойдет ли вверх авторынок на буксире господдержки? Автокредитование и автострахование в современных условиях», организованный ИД «TT Finance» совместно с редакцией газеты «МК в Питере». Ситуация на автомобильном рынке Санкт-Петербурга. «Как и ожидало большинство участников рынка, восстановления докризисных объемов продаж автомобилей в этом году ждать не стоит. Существенный рост продаж ожидается, начиная со второй половины 2011 года. В 2010 году уровень продаж будет находиться на уровне 4 квартала 2009 года с учетом традиционных сезонных всплесков весной и осенью», - говорит Дмитрий Тимофеев, генеральный директор «РРТ - розничные кредиты» автохолдинга РРТ. Традиционно пользуются высоким спросом новые модели всех марок, а также автомобили, на которые действуют какие-либо специальные акции производителей и дилеров», - добавляет он. По словам Михаила Шевелькова, директора по продажам «Аларм-Моторс Форд», самый тяжелый период был летом прошлого года, когда наблюдались самые низкие продажи, затем настал период пусть небольшого, но стабильного роста. Тем не менее, как отмечает Шевельков, уровня продаж 2008 года можно будет достигнуть не раньше, чем через 2-4 года. Как отмечает Алексей Зуев, главный экономист управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка России, автодилеры не смогли, несмотря на кризис, удовлетворить спрос по ряду марок в 2009 году. «Если бы запасы автодилеров в 2009 году соответствовали спросу, то продажи были бы выше на 20-30%»,- замечает Зуев. По данным специалиста в январе-феврале 2010 года петербуржцы предпочитали приобретать в кредит такие марки, как Хендай, Шевроле, Опель, Киа, Фольксваген, Шкода, Лада и Митсубиши. Любовь Малютина, начальник отдела продвижения и рекламы Департамента автокредитования ООО «Русфинанс Банк», отмечает, что петербуржцы предпочитают автомобили марок Шевроле, Тойота, Хендай и Митсубиши. Программа господдержки – итоги и перспективы. По мнению Алексея Зуева, госпрограмма 2009 года очень эффективна. В декабре уже 32% кредитов были выданы по правительственной программе. После повторного начала в феврале 2010 эта цифра составляет 18%, что выше среднего уровня первых 5 месяцев действия программы в 2009 году. Петр Меликов, директор ККО Русфинанс Банка в Санкт-Петербурге, уверен, что государственная программа повышает как спрос на автомобили, так и интерес к автокредитованию. Дмитрий Тимофеев уточняет: «Госпрограмма в 2009 году реально заработала только осенью, когда в нее были внесены существенные корректировки, а также допущено большее число банков. С этого момента спрос на кредиты по этой программе вырос буквально на глазах. По итогам декабря 2009 года порядка 80% всех кредитных продаж в одном из наших автосалонов - Росспан (официальный дилер Шкоды), составили именно кредиты в рамках Госпрограммы. В январе, когда программа была приостановлена, мы также достаточно сильно ощутили снижение спроса клиентов на автомобили, которые можно было приобрести в рамках данной программы (по нашим маркам это Шеровле Круз, Шкода Фабия, Шкода Октавия). В феврале же, одновременно с запуском этой программы, спрос клиентов на данные модели автомобилей резко вырос». Говоря о тенденциях рынка автокредитования в 2010 году, Елена Шевелева, Генеральный директор Санкт-Петербургского филиала Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV), в качестве самых выгодных программ по ставке всего в 5,7% годовых, отметила автокредиты, субсидируемые государством. Число выданных по данной программе кредитов по оценкам самих инициаторов проекта не превысит 120-130 тысяч. Но польза и эффективность программы не должны подвергаться сомнению, так как к IV кварталу 2009 года ее условия были улучшены настолько, что охватили большую часть потенциального рынка. В частности, был повышен максимальный размер кредита, благодаря чему перечень моделей существенно вырос и охватил наиболее популярные модели среди «кредитных» покупателей. Изменения не замедлили сказаться на динамике выдачи льготных кредитов – уже к октябрю 2009 году число кредитов, выдаваемых ежемесячно, превысило 10 тыс., а по итогам года составило почти 72 тыс. кредитов по данным агентства «Автостат». Программа утилизации автомобилей. О другой государственной программе, связанной с приобретением автомобиля, - программе утилизации, рассказывает Александр Ремига, заместитель начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга. Управление, по его словам, было создано в январе 2010 года с основным приоритетом - полной индустриальной переработкой, в т.ч. автохлама (авторециклинг). С 8 марта вступает в действие программа, по которой гражданин может сдать на утилизацию автомобиль возрастом от 10 лет и весом до 3,5 тонн, которым владеет не менее одного года, и получить купон, предполагающий скидку 50 тыс. руб. на новый автомобиль, произведенный на территории РФ. На один купон можно приобрести только одну автомашину. Александр Ремига оповещает о самой удобной схеме пользования программой, подчеркнув при этом, что есть и альтернативные: «Владелец машины, подлежащей авторециклингу, выбирает новый автомобиль, заключает договор с дилером. Дилер заполняет пять бланков с сайта Минпромторга. С этими бланками и подписанным договором о намерениях он снимает автомобиль с учета, и проштамповывает все бланки. Автодилер или производитель довозят автохлам до места утилизации, что финансируется государством. На месте утилизации снова штампуют бланки, и с ними пользователь программы отправляется к автодилеру за новым автомобилем». Ремига отмечает, что утилизация проводится за договорную цену от 0 до 3 тыс. рублей. Это необходимо для соблюдения всех норм утилизации, которые требуют определенных вложений. Стоит учесть, что и снятие автомобиля с учета тоже стоит кое-каких денег. В итоге бывшему автовладельцу достается сумма порядка 45 тыс. рублей. Алексей Зуев замечает, что под эту программу попадает очень много интересных моделей, не входящих в программу льготного кредитования, т.к. программа переработки не имеет ограничения по стоимости автомобиля в 600 тыс. рублей, тем не менее, он подчеркивает, что об эффективности программы можно будет судить только по ее результатам. Машина в долг. Как рассказывает Алексей Зуев, доля автомобилей, приобретаемых петербуржцами в кредит, в общих продажах в прошлом году снизилась с 50% до 28%, тем не менее, с начала этого года он отметил наличие положительной тенденции, о чем свидетельствует статистика. По данным Зуева, в январе 2010 года банком было выдано 205 млн. руб. автокредитов, а в феврале уже 400 млн. рублей. Объем кредитных продаж в феврале 2010 года вырос почти вдвое в сравнении с январем, а в 2009 году прирост того же периода составил лишь 22%. «В 2009 году автомобили хорошо продавались, т.к. люди стремились избавиться от наличности, а с середины 2009 года мы почувствовали влияние кризиса на спрос», - подчеркивает Зуев. Но в текущем году увеличивается, по словам специалиста, и средняя сумма кредита: с 400 тыс. рублей в прошлом году до 460 тыс. рублей в феврале этого года, что, по словам Зуева, еще раз говорит о тенденции роста уверенности потребителей в завтрашнем дне, а значит и роста числа кредитов. Зуев сообщает, что Сбербанк будет продолжать сотрудничать с автопроизводителями, с которыми работал в прошлом году: Ауди, Шкода, Фольксваген, Хендай, Митсубиши, Шевроле, Опель, Лада, ГАЗ, УАЗ, Фиат, Санг Янг, а также расширять их перечень. Он обратил внимание, что стандартная ставка по кредитам в рублях в Сбербанке от 15 до 16% (на новые ТС) и 17% (на подержанные), ставка по Правительственной программе уже составляет всего 9,33% по кредитам в рублях, а по совместным программам доходит до 0% за счет скидки на автомобиль. Ирина Шушпанова, главный специалист отдела организации кредитования малого бизнеса Управления Кредитования Северо-Западного банка Сбербанка России рассказывает, что уже 6 месяцев в Сбербанке действует программа автокредитования малого бизнеса, по которой предприниматели могут получить кредиты на автомобили как для бизнеса, так и для личных целей. Кредит предоставляется сроком на 5 лет. Причем финансируется не только 80% цены транспортного средства, но и страховка на первый год действия договора. Программа, по словам Шушпановой, достаточно популярна: «Потребителей привлекают большой срок кредитования и отсутствие дополнительного залога и снижение в январе ставок по этой программе на 2,5 пункта». Дмитрий Тимофеев выражает оптимистичный взгляд на развитие автокредитования: «На сегодняшний день рынок автокредитных программ стремительно приближается к своему докризисному состоянию. Инфляция «затормозила», ставка рефинансирования снижена уже до 8,5%, это все сигналы для банков к снижению цены кредитов для населения. Это мы и наблюдаем на протяжении последних шести месяцев – число игроков на рынке уже сопоставимо с докризисным уровнем, средние ставки на рынке уже порядка 17% годовых в рублях, причем подчеркну – это средние ставки. Сейчас получить рублевый кредит в наших салонах вы можете под ставку от 8,5% годовых в рублях. И это не расчетная ставка, а фактическая ставка в кредитном договоре! Снова доступны программы кредитования без первоначального взноса, снижается возраст потенциальных заемщиков и требования к документам. Все это – отражение того, что даже в кризис, уровень просрочек в российских банках по автокредитам оказался достаточно низким, что, кстати, вам подтвердит руководитель любого банка – активного игрока этого рынка». Страхование при покупке машины. По словам Владислава Анисимова, заместителя директора Северо-Западной дирекции ОАО СК «РОСНО», рынок автострахования по итогам 2009 года сократился до 30%. Основополагающим фактором здесь явилось снижение продаж новых транспортных средств. Также он отмечает, что наблюдается тенденция к переходу многих клиентов из мелких и средних компаний в компании федерального уровня как более надежные. При этом при выборе страховщика потребитель все больше внимания уделяет присвоенным этой компании российским и международным рейтингами, финансовым показателям, составу акционеров компании, степени ее клиентоориентированности. По словам Анисимова, при оформлении кредита на покупку автомобиля заемщик выбирает страховую компанию или по предложению банка, или по предложению салона, в котором приобретает автомобиль. Между страхованием нового автомобиля и подержанного глобальных отличий, по словам Анисимова, нет. Однако существует несколько нюансов: предстраховой осмотр подержанного автомобиля и вступление в силу риска «Угон» только с момента регистрации автомобиля в ГИБДД. На наиболее часто угоняемые автомобили в РОСНО требуется установка спутниковой противоугонной системы, для остальных ТС достаточно штатной противоугонной системы. Руководитель Выплатного центра СГ «Спасские ворота» Алексей Николаев сообщает: «Обращаясь в страховую компанию, по факту наступления страхового случая, держатель полиса КАСКО может столкнуться с некоторыми проблемами, основной из которых является длительность срока получения возмещения. При этом зачастую затягивание выплаты происходит по независящим от страховой компании причинам. К ним, например, относятся незнание клиентом условий договора, несоблюдение правил страхования, что влечет за собой некорректное оформление страхового случая, предоставление в страховую компанию не всех необходимых документов и не в установленный срок. Если клиент выбирает способ возмещения в виде ремонта автомобиля, задержка может быть вызвана тем, что дилерские станции, в сложившейся экономической ситуации, осуществляют ремонт только после его стопроцентной предоплаты страховой компанией. А это в свою очередь, ведет к увеличению срока ремонта. В случае, когда клиент получает возмещение деньгами по результатам независимой экспертизы, может возникнуть проблема, связанная с нехваткой денежных средств для проведения восстановительного ремонта автомобиля на дилерской станции. Это происходит, прежде всего, потому, что при таком способе возмещения страховой компанией не проводится обязательное согласование счетов со станцией, и дилеры завышают объемы необходимых работ. При этом оценочная компания определяя стоимость ремонта, учитывает только необходимые работы по рыночным ценам, действующим для данного региона. Выходом из ситуации для клиента может стать ремонт автомобиля на сертифицированных СТО, заключивших договоры на обслуживание со страховой компанией. В первом случае это позволит сократить сроки ремонта, а во втором отремонтировать автомобиль на сумму, не превышающую страховую выплату, при этом СТО несет такие же гарантийные обязательства, согласно закону о защите прав потребителей, как и дилеры». |