16.08.24 11:22:00
Три самые распространенные мошеннические схемы, целью которых становились пенсионеры, выявил ВТБ в августе 2024 года, — сообщила пресс-служба банка. — Это обман под видом перерасчета пенсии, оформления полиса ОМС и получения скидок на ЖКУ. Суммарно на эти три сценария приходится около половины всех мошеннических атак на пенсионеров.
- Предложение о перерасчете пенсии: аферисты по телефону представляются сотрудниками Соцфонда России, обещают перерасчет и увеличение пенсии. Предлагают оформить заявление по телефону, для чего нужно указать личные данные. Затем они просят назвать код из СМС или установить приложение для доступа к смартфону жертвы. СМС-код открывает доступ для входа в личный кабинет пенсионера на портале Госуслуг — мошенники смогут дистанционно войти в личный кабинет потенциальной жертвы, оформить кредиты на ее имя или подобрать данные для входа в онлайн-банк и вывода денег.
- Предложение скидки на ЖКУ: по телефону мошенник рассказывает об акции, в рамках которой якобы предоставляются скидки пенсионерам. Злоумышленник просит подтвердить, что абонент является пенсионером, и запрашивают персональные данные, а затем — код из СМС. Далее, как и в первом случае, эту информацию можно будет использовать для хищений или получения кредитов.
- Переоформление полиса ОМС: звонок поступает от имени страховой компании — мошенники убеждают жертву срочно «продлить» страховой полис, запугивая приостановкой оказания медицинской помощи. Аферисты предлагают оформить новый электронный полис онлайн, для чего нужно скачать приложение Минздрава. Это вредоносная программа, которая откроет преступникам доступ к личным данным и счетам жертвы. Как вариант, мошенники могут попросить поделиться СМС-кодом для входа на Госуслуги.
Эксперты банка отмечают смещение внимания мошенников на людей старшего возраста — специально для них разрабатываются сценарии, которые касаются базовых, жизненно важных вопросов. Задачей мошенников является получение персональных секретных данных, которые может знать только потенциальная жертва.
Наиболее эффективной мерой борьбы с хищениями остается бдительность — предупреждают специалисты банка: нельзя допускать общения с вероятными злоумышленниками. Фильтровать входящие звонки, в том числе через мессенджеры, можно с определителем номера — сервис показывает опасные номера с пометкой о мошенниках или спаме.
Кроме того, не следует забывать, что мошенники могут переписываться с жертвой в мессенджере от имени друзей, коллег и близких, а также звонить от имени ведомств, правоохранительных органов и социальных организаций. |