16.09.24 10:15:00
Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров по ключевой ставке опубликовала пресс-служба регулятора.
13 сентября СД ЦБ принял решение повысить ключевую ставку до 19% годовых. Глава Центробанка озвучила аргументы принятого решения.
Инфляция остается высокой за счет как устойчивых, так и волатильных компонентов. Большинство показателей устойчивой инфляции продолжает находиться в коридоре 6–8%. Это неприемлемо высокие уровни, — отметила Набиуллина.
Центробанк планирует в октябре откорректировать прогноз по годовой инфляции: есть основания полагать, что июльский прогноз по инфляции в 6,5–7% будет превышен.
Среди волатильных компонентов выделяются сезонные цены на плодоовощную продукцию —этим летом они снижались дешевели слабее обычного. Также в конце августа и в начале сентября быстрее дорожали некоторые важные для населения товары, такие как бензин и молочная продукция, что может дополнительно подпитывать инфляционные ожидания.
Банк России уверен, что инфляция будет замедляться, однако сегодняшней жесткости денежно-кредитной политики недостаточно для возвращения к цели (4%) в следующем году. Основания для таких опасений:
- рост инфляционных ожиданий у населения, бизнеса и финансовых аналитиков затрудняет формирование дезинфляционного тренда;
- экономический рост не сбалансирован: динамика спроса не соответствует возможностям предложения товаров и услуг;
- дефицит на рынке труда: безработица в очередной раз обновила исторический минимум, растут расходы компаний на персонал;
- предложение товаров и услуг на внутреннем рынке ограничено из-за проблем с логистикой и трансграничными расчетами из-за санкций;
- рост потребительской и инвестиционной активности замедлился, но в целом остается высоким.
Денежно-кредитные условия с прошлого заседания продолжали ужесточаться. Кредитный рынок отреагировал на предыдущее решение ЦБ повысить ключевую ставку до 18%. Замедление кредита проявилось прежде всего в розничном сегменте, на который также повлияли и другие факторы: в частности, изменение условий льготных ипотечных программ и ужесточение макропруденциальной политики. Корпоративное кредитование пока продолжает расти высокими темпами. В результате в июле — августе рост общего кредитного портфеля существенно не изменился.
Далее глава ЦБ остановилась на внешних условиях. Она отметила, что структура глобального спроса становится менее энергоемкой, что может ограничивать спрос на российские экспортные товары. Нефтяные компании на фоне слабого внешнего спроса снизили добычу в соответствии с договоренностями ОПЕК+. Снижение цен на основные российские товары привело к сокращению экспорта в июле и августе. Импорт сохранился на прежнем уровне, таким образом сальдо внешней торговли в целом уменьшилось.
Мы считаем необходимым вернуть инфляцию к 4% в следующем году. Для этого мы готовы сохранять денежно-кредитные условия жесткими столько, сколько потребуется. Мы также готовы продолжить повышение ключевой ставки, — подчеркнула Эльвира Набиуллина.
«Почему так важно вернуться к 4%, а не смириться с 6–8%?
Во-первых, для того, чтобы гарантированно защитить сбережения и доходы граждан от обесценения.
Во-вторых, только при низкой инфляции будут доступны долгосрочные кредиты. При высокой инфляции такие кредиты, включая ипотеку, будут дорогими для большинства заемщиков, так как в цену таких кредитов включается инфляционная составляющая.
В-третьих, когда инфляция значительно выше, чем в странах — торговых партнерах, рубль постоянно ослабляется.
В-четвертых, высокая инфляция означает бо́льшую волатильность цен. Чем выше инфляция, тем сложнее ей управлять. Если мы согласимся с темпами роста цен в 6,0–8,0%, то риски перехода инфляции в двузначную область значительно возрастут. Поэтому Банк России будет делать все возможное для того, чтобы снизить инфляцию до 4% в следующем году», — заключила глава Банка России. |