14.10.24 11:17:00
Три самых распространенных сценария телефонного мошенничества, зафиксированные ВТБ, назвал руководитель департамента цифрового бизнеса, старший вице-президент банка Никита Чугунов преддверии FINOPOLIS 2024. Информацией поделилась пресс-служба банка.
На эти схемы пришлось около 80% всех инцидентов, зарегистрированных банком с января по октябрь 2024 года. Чаще всего злоумышленники представлялись сотрудниками финансовых организаций и операторов связи. На втором месте – звонки от имени государственных органов. На третьем — предложения заработков на инвестициях и подработки в интернете.
Представляясь банковскими работниками, операторами связи или сотрудниками госструктур, аферисты пытаются выманить у потребителя секретный СМС-код для подтверждения действий в интернете, установить вредоносную программу на смартфон или заставить перейти по фишинговой ссылке. Получив доступ в личный кабинет жертвы, злоумышленники выводят деньги с карт и счетов и могут оформлять кредиты.
Предлагая инвестиции, подработку в интернете или даже покупку валюты, мошенники обманывают жертву, обещая быстрый заработок на резком скачке стоимости инвестиций, акций компаний или разнице валютных курсов. Клиент переводит на сторонний счет сначала небольшие суммы, видит прибыль, после чего увеличивает вложения, в том числе за счет кредитных средств. Получив деньги, мошенник пропадает.
По оценке экспертов банка, в этом году мошенники стали активнее манипулировать своими жертвами, используя персональную информацию о них. Сценарии подбираются с учетом возраста, социального положения, статуса жертвы и оформленных на них банковских продуктов.
Две трети мошеннических звонков в этом году совершались по мобильной связи, оставшаяся треть — через мессенджеры.
«На рынке меняется и портрет самих мошенников – все чаще речь идет о подготовленных и финансово грамотных профессионалах, которые хорошо разбираются в психологии людей, умеют в нужный момент оказать давление на собеседника, — отметил Никита Чугунов. – Около 85% пострадавших самостоятельно переводили деньги на неизвестные счета, снимали наличные, отдавали их неизвестным, делились с ними личной информацией… Всегда нужно сохранять критическое мышление и помнить, что разговор по телефону с неизвестным может обернуться потерей ваших денег». |