25.10.24 11:48:00
Почти две трети россиян в 2024 году столкнулись с телефонными мошенниками – сообщила пресс-служба ВТБ, приведя результаты опроса, проведенного банком в начале октября.
- 53% респондентов сталкивались с телефонным или интернет-мошенничеством и смогли противостоять злоумышленникам, сохранив свои средства.
- 36% опрошенных не сталкивались с телефонными и кибермошенниками.
- 7% попались на уловки злоумышленников.
- 4% участников опроса не смогли идентифицировать звонок как мошеннический, но отметили, что такие подозрения у них были.
Большинство из тех, кто общался с аферистами, но не попался на их уловки, не сообщали об этом в какие-либо официальные организации (63% опрошенных). 32% сообщили об этом в свой банк, а 10% обратились в полицию.
Те, кто пострадал от мошенников, чаще всего обращались в банк (62%) и в полицию (30%). При этом только 53% смогли вернуть свои средства, в 40% эти обращения не дали результата и еще в 7% случаев расследование продолжается.
31% опрошенных обсудили ситуацию с родственниками.
48% пострадавших приняли превентивные меры для защиты от мошенничества, изучили подобные случаи и действия мошенников, чтобы больше не попадаться на их уловки:
- 32% намерены регулярно менять пароли на своих устройствах, выбирая сложные комбинации.
- 31% воспользовались сервисами блокировки спам-звонков.
- 29% оформили страховку от мошенничества.
- 24% установили пин-код на сим-карту для дополнительной защиты.
Более 70% участников исследования сообщили, что у них подключен один или несколько сервисов определителя номера и спам-защиты. 26% не используют эту услугу, а 3% не в курсе, как ее подключить.
В то, что такая защита поможет блокировать звонки мошенников, верят 22% респондентов, 58% считают, что это помогает лишь частично. 21% уверен, что в дополнение к защитным технологиям нужно и самим людям проявлять бдительность.
По итогам 9 месяцев ВТБ выявил более 8,6 млн подозрительных операций. При этом в 85% случаев мошенники заставляют людей добровольно передать им деньги, используя социальную инженерию — отметил старший вице-президент банка, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
«Сейчас у аферистов особенно популярны две схемы: в первой они звонят через мессенджеры и под разными предлогами просят включить демонстрацию экрана, чтобы увидеть ваш пароль для входа в приложение и пришедшие смс с кодами, — рассказал эксперт. — А во втором случае используют симбиоз ранее успешных схем: звонят якобы из Энергосбыта, или поликлиники, Почты России и отправляют код для входа в госуслуги, после чего просят его озвучить и скидывают звонок. Затем звонят уже от якобы Госуслуг, говорят, что вам звонили мошенники и они как-то получили доступ в ваш профиль, — а дальше клиент уже полностью доверяет им, называет все коды и переводит деньги на "безопасный счёт". Будьте бдительны и не ведитесь на уловки аферистов». |