06.11.24
Затянувшийся цикл повышения процентных ставок заставляет предпринимателей активнее искать поддержку у государства. При этом финансовые организации, особенно лизинговые, чувствуют себя неплохо, но прогнозы у них сдержанные.
Об этом рассказали участники круглого стола «Лидеры о главном: банки и финансы. Лизинг», организованного порталом «ТТ Финанс» совместно с сетевым изданием «Фонтанка.ру».
В сказку попали
Наталия Астахова депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству, поделилась не самыми приятными ощущениями своих избирателей от текущей экономической действительности. «Ко мне как к депутату всё чаще стали обращаться люди, которые не знают, что им делать, потому что они попали в трудную ситуацию, — сообщила она. — Очень многие не могут сейчас исполнять обязанности перед кредитными организациями. Они влезли в долги три-четыре года назад. Тогда их доходы позволяли легко выплачивать банку по несколько десятков тысяч рублей в месяц. Однако, мы все видим, как резво растут цены на потребительские товары. Если опираться только на данные Росстата, которые небезосновательно у многих вызывают сомнения, то после февраля 2022 года и по сегодняшний день, потребительские цены в России выросли почти на 30%. Независимые эксперты говорят о более значительном приросте цен за тот же период — 60%. При этом, как утверждают мои заявители, их доходы в последние годы если и менялись, то не так стремительно, как цены. Какой мы можем сделать вывод? Обычные люди, со средней квалификацией, честно работающие по найму в гражданском секторе, которых большинство, беднеют, им все сложнее обслуживать долги. Рефинансировать их сейчас невозможно, так как процентные ставки по кредитам вернулись к максимальным отметкам. Следствием роста цен, стагнации доходов, увеличения процентных ставок стало снижение потребительской активности.
Бизнес тоже говорит, что сталкивается с очень высокими кредитными ставками и тем, что кредиты сложно получить. Но дело не только в этом. Россия сильно зависит от импорта. Сейчас только за то, чтобы перевести деньги за товар иностранному поставщику приходиться платить на 15-20% большую цену, чем прежде за то же количество товара.
По словам депутата, предприниматели также жалуются на ужесточение регулирования. «Несмотря на то, что бизнес и так в сложной ситуации находится, государство не останавливается в своём стремлении его контролировать, — посетовала она. — Например, пресловутая маркировка. Вот такое цифровое слежение к чему приводит? Крупный бизнес к ней толерантно относится, он может себе позволить траты на её внедрение. А вот средний, малый, а особенно микробизнес очень страдает. И всячески просит нас, законодателей, чтобы мы как-то повлияли. Хотя бы отсрочили принятие маркировки. А лучше по некоторым товарам просто отменили.
При всем при этом государство повышает еще налоги… Такое ощущение, что мы все оказались в какой-то сказке. В сказках конец обычно хороший: добро побеждает зло, но по сказочному сюжету события развиваются так, как будто зло вот-вот победит, а потом приходит добрый молодец и все разруливает. У меня такое ощущение, что мы пока в самом начале сказки».
Банки для бизнеса или бизнес для банков
25 октября Совет директоров Банка России в очередной раз поднял ключевую ставку до 21%. Несмотря на то, что рост ключевой ставки был ожидаем, предприниматели восприняли эту новость с определенной тревогой, так как при отсутствии длинных дешевых денег планировать развитие компаний очень сложно. В этой связи вопрос повышения ключевой ставки и кредитования бизнеса в нынешних условиях стал одним из наиболее эмоционально обсуждаемых.
По мнению Валерия Калугина, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, высокие проценты по кредитам бизнесу государству нужно компенсировать, но такую помощь следует раздавать не «веерным способом», а определив наиболее важные и перспективные отрасли и предприятия и уже тогда выверенно, точно и эффективно инвестировать в их развитие.
В свою очередь банки, по мнению Валерия Калугина должны создать максимально гибкие условия для кредитования МСП, таким образом у предприятий будет возможность находить средства для развития, а кредитные организации сохранят своих клиентов.
Кроме того, петербургский бизнес-омбудсмен высказал уверенность, что одним повышением ключевой ставки нельзя достичь цели укрепления национальной валюты, обеспечить сильный рубль могут продукция и товары, произведенные отечественными предприятиями.
Что касается банковского сектора можно утверждать, что, несмотря на продолжающееся санкционное давление кредитные организации продолжили свое активное и в целом успешное развитие. Согласно прогнозам, публикуемым ЦБ и рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2024 года чистая прибыль банков составит от 3.1 до 3.8 трлн. рублей и превысит результаты 2023 года.
Живучесть бизнеса вдохновляет
Александр Хайкинсон, директор департамента по работе с клиентами среднего и малого бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПСБ, рассказал: «Мы предлагаем комфортный сервис, подбираем индивидуальные условия по продуктам. Упрощая многие банковские процессы и переводя их в цифру, мы тем самым сокращаем объём затрат, экономим время на формирование заявки и получение кредита МСБ».
Эксперт также отметил, что в ПСБ более 80% кредитных продуктов для юридических лиц и ИП и около 90% для физлиц выдаётся через цифровые каналы.
«Главным препятствием для бизнеса при оформлении кредитования обычно являются залоги, — уверен он. — Мы учли эту специфику и сегодня у нас уже более половины выданных кредитов не обеспечены залогами: мы предлагаем предодобренные кредиты до 100 млн рублей, которые не требуют залогового обеспечения вообще. Если речь идет о займе бо́льших сумм, то потребуется залог — либо недвижимость, либо поручительство Корпорации МСП. Здесь имеет значение, сколько государство может выделить на поддержку бизнеса по госпрограммам. Посмотрим, что будет с бюджетом в 2025 году, но на сегодняшний день лимиты 2024 года исчерпаны».
Тем не менее индекс RSBI, рассчитываемый ПСБ совместно с «Опорой России» для замера бизнес-настроений в сегменте микро-, малых и средних предприятий, в целом по стране находится выше 50 пунктов, что означает рост деловой активности.
«Активность нашего бизнеса не только впечатляет, она вдохновляет, — заявил Александр Хайкинсон. — Значение индекса по итогам сентября составило по России в целом 55,2 пункта против 54,7 месяцем ранее. В Петербурге значение индекса на 0,1 пункта выше, чем в целом по стране. При этом все компоненты RSBI находятся выше 50 как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Это говорит о том, что в крупных мегаполисах предприниматели чувствуют себя более уверенно».
Между тем, высокие ставки побуждают часть предпринимателей откладывать развитие компаний, и откладывать временно свободные средства на банковские депозиты. «Я общалась с предпринимателями и выяснила, что средства на депозитах юрлиц с сентября растут кратно, — поделилась наблюдениями Лялья Садыкова, собственник сети салонов красоты «Лаки Лайк» и общественный омбудсмен по вопросам защиты прав предпринимателей в индустрии красоты. —Получается, что бизнесу с рентабельностью 3-15% выгоднее сейчас размещать деньги на депозитах. Многие притормозили с развитием, и будут смотреть, выгодно ли это им».
Александр Хайкинсон подтвердил эту информацию, добавив, что данная тенденция началась даже раньше сентября.
Запертая экономика
Генеральный директор АО «Объединённая лизинговая компания» Михаил Цыганков удивился пессимизму отдельных участников дискуссии. «Да, ключевая ставка выросла., что оказывает влияние на экономику. Но прежде чем говорить о последствиях роста ключевой ставки, нужно разобраться в причинах роста, а они есть. Согласно экономической теории, вы либо снижением ставки стимулируете экономический рост, либо повышением ключевой ставки боретесь с инфляцией и защищаете население от обесценивания денег.
Нельзя и экономику разгонять до перегрева и одновременно с этим сокращать инфляцию.
До повышения ставки у нас происходил и рост сбережений и рост потребления. Можно долго спорить, был ли перегрев российской экономики или это были отдельные скачки отдельных отраслей. Можно предположить, что, если бы ЦБ оставил ставку на уровне менее 10%, инфляция была бы намного выше с гораздо более негативными последствиями».
По прогнозам Михаила Цыганкова, сделать окончательный вывод о конечной величине ключевой ставки не представляется возможным.
Во-многом это объясняется тем, что рост цен и инфляция обусловлены превышением спроса над предложением, который, в свою очередь, вызван нехваткой производственных и, в первую очередь, человеческих ресурсов. Денежно-кредитная политика Центробанка является неизбежной реакцией на то, что происходит в экономике.
Да, предприятия адаптируются. В лизинговой отрасли видим, что предприятия стремятся удлинить срок лизинга, тем самым снизив ежемесячную нагрузку. Проекты не останавливаются, они более досконально и взвешено планируются.
Управляющая подразделением ООО «Каркаде» в Петербурге Анна Илларионова, подтвердила цифрами неплохую ситуацию в лизинговой отрасли.
«Драйверами роста портфеля компании по итогам 9 месяцев 2024 года стали транспортные средства китайского производства. Прирост продаж «азиатских» авто относительно аналогичного периода прошлого года составил 27%, — рассказала Анна, в особенности сегмент легкового и легкого коммерческого транспорта продемонстрировал увеличение количества сделок на 62%. Средняя стоимость договора во всех сегментах осталась на прежнем уровне, за исключением коммерческого транспорта: она увеличилась с 6,6 млн до 7,2 млн рублей.
Если говорить об основных видах деятельности лизингополучателей, то это клиенты из сфер транспортной деятельности, торговли, услуг, такси и строительства соответственно.
С 2015 года «Каркаде» является аккредитованным участником программ льготного лизинга от Минпромторга РФ, сообщила Анна Илларионова. Так, положительная динамика текущего года, обусловлена, в том числе, мерами господдержки. «Помимо программ от Минпромторга, мы регулярно развиваем субсидирование и льготные программы совместно с официальными дилерами и дистрибьюторами. Практически все бренды китайского автопрома представлены в скидочных программах. Если говорить о прогнозах развития до конца года, то в целом, в лизинговой отрасли и, в частности, в нашей компании, мы прогнозируем умеренный рост, в первую очередь за счёт существующих мер господдержки, — уточнила она.
Замедление и торможение
Михаил Иоффе, вице-президент – руководитель региональной дирекции по Петербургу и Ленобласти банковской группы ТКБ прогнозирует ухудшение экономической ситуации в 2025 году.
«Любое поднятие ставки имеет отложенный эффект, — констатировал он. — Я думаю, в декабре и в первом квартале следующего года мы увидим торможение кредитования. Потребительское кредитование по 35-й ставке, наверное, пользоваться большим спросом не будет. Также замедляется ипотека. Она будет оттормаживаться, потому что лимиты на семейную ипотеку заканчиваются.
Мы видим заявления правительства о том, что пока экономика не охладится и не будет устойчивой тенденции на снижение инфляции, никаких госпрограмм новых вводиться не будет. Корпоративное кредитование пока растёт. Но оно однозначно замедлится. При любой ситуации есть отрасли, которые высокую ставку могут переварить. А есть отрасли, которые замедлят своё развитие, потому что ставку не переварят.
В 2023 году рост кредитования в стране был на уровне 25%. На 24-й есть прогнозы в районе 15%, если брать в общем. Корпоративный сектор и розничный. На 25-й год — 10-15% роста, не больше. И это, в общем, довольно оптимистично».
По словам банкира, в отличие государственных программ поддержки розничного кредитования, которые в значительной мере сокращены, программы поддержки малого бизнеса вполне себе действуют. Поэтому банки совместно с этими программами будут помогать и малому и среднему бизнесу.
«Следующий год будет тяжелее с точки зрения экономической ситуации, — предупредил Михаил Иоффе. — Такого, что сегодня подняли ставку, завтра — замедление инфляции, послезавтра опустили ставку, не бывает. Это однозначно процесс небыстрый. Но инфляция, в общем, замедлится и мы перейдём к снижению ключевой ставки. И, как следствие, естественно, произойдёт оживление деловой активности».
Источник ликвидности
Подробнее тему господдержки малого бизнеса раскрыла Александра Питкянен, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса.
«Рост ключевой ставки оказывает значительное влияние на предпринимательскую деятельность, — отметила она. — В текущих условиях вопрос доступности финансирования для представителей МСП становится особенно острым, а программы господдержки – действительно ощутимой помощью.
Отказаться от кредитов компании не могут себе позволить: наличие оборотных средств является главной потребностью предпринимателей. Финансово малый и средний бизнес в Петербурге поддерживается посредством инструментов НКО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга» и НКО «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, микрокредитная компания» через программы предоставления поручительств и льготных микрозаймов. Оба Фонда участвуют в реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» и оказывают финансовую поддержку МСП в рамках инфраструктуры «Мой бизнес».
За 9 месяцев текущего года Фонд содействия кредитованию выдал 228 поручительств на общую сумму 3,4 млрд рублей, что обеспечило финансирование малого и среднего бизнеса свыше 17 млрд рублей. Одной из тенденций оказываемой гарантийной поддержки стал рост среднего чека договора поручительства. В этом году он составил 15,3 млн рублей (в 2023 году – 14,9 млн рублей). Максимальная сумма поручительства может достигать 100 млн рублей, а гарантии могут покрывать до 50% кредита. Это важная мера поддержки, которая положительно влияет на условия кредитования для компаний, у которых не хватает залогового имущества для получения финансирования в банке».
По словам Александры Питкянен, очень востребованы сейчас программы микрофинансирования, позволяющие привлекать до 5 млн рублей под 1-5% годовых. За девять месяцев 2024 года субъектам МСП и самозанятым Санкт-Петербурга выдано 428 займов на общую сумму свыше 1 млрд рублей. При этом более 26% всех договоров займа были заключены с начинающими предпринимателями.
Всего за все время реализации программ господдержки малого и среднего бизнеса в Петербурге заключено свыше 6,6 тысяч договоров поручительства общим размером 56,8 млрд рублей, что позволило компаниям привлечь кредитные ресурсы на общую сумму 146,3 млрд рублей. А также заключено 3,9 тысяч договоров займа на общую сумму свыше 9,5 млрд рублей.
Иван ЕВДОКИМОВ |