12.04.10
Все петербургские дилеры предсказывают, что рост продаж автомобилей начнется в сентябре. Причем, в отличие от докризисных времен, новый автомобильный бум произойдет на гораздо более высоком, чем до кризиса, качественном уровне: торговцы озаботятся, в первую очередь, не величиной собственной маржи, а качеством сервиса. По оценке Кирилла Власова, директора центра HYUNDAI в Петербурге автоцентра «Дакар», 2009-й год стал очень тяжелым для всех дилеров всех без исключения автомобильных брендов – и отечественных, и иностранных. Причина понятна: резкое падение покупательского спроса и продаж в связи со столь же резким сокращением банковских кредитных программ (и то, и другое – в среднем в 2 раза). «Все компании-производители были вынуждены пойти на уступки потребителям – например, запускали программы беспроцентного кредитования. Понятно, что все подобные действия осуществлялись за счет маржи импортерских структур», - констатирует К. Власов. При этом авторынок в целом, по его оценке, все равно «просел» на 50%. Рынок HYUNDAI сократился в чуть меньшей степени. В 2009 году все дилеры продали в Петербурге 4200 автомобилей этой марки. «Дакар» продал 1130 штук. Однако в 2010 году К. Власов рассчитывает увеличить продажи вдвое, а, возможно, и более. «По оценкам экспертов, с которыми я полностью согласен, рынок начнет расти с сентября, - объявил он, - а до этого будет находиться в стабильном состоянии, колеблясь в обе стороны на 5-10% от месяца к месяцу». С таким прогнозом согласна и директор по продажам компании «Истком» Нонна Шалина (этот автоцентр специализируется на продаже новых машин дешевого ценового сегмента, произведенных в Китае, Узбекистане и на Украине). По ее словам, в марте 2010 года объем продаж в их компании уже достиг уровня марта 2008-го. Как заметила Н. Шалина, банки начали очень медленно поворачиваться лицом к клиентам и даже снижать ставки по автокредитам, хотя по-прежнему очень жестко оценивают кредитоспособность заемщиков. По прогнозу эксперта, рост продаж в дешевом сегменте тоже начнется в сентябре-ноябре. Потеряли маржу – нашли сервис Но только сокращением маржи рыночный удар по дилерам не ограничился. Одновременно с потерей денег на продажах им пришлось вкладываться в развитие сервисных услуг, чтобы зарабатывать хотя бы на них. Впрочем, это и явилось спасением для сознательных автоторговцев: те, кто серьезно развивал сервисные услуги, смог, по оценке К. Власова, «выжить и спокойно войти в 2010-й год». Таковых оказалось 90% от общего числа петербургских автодилеров. Сейчас дилеры предлагают множество сервисных программ именно для вторичного рынка, в том числе и для таких клиентов, которых раньше вообще не стремились привлекать на обслуживание, - например, для машин возрастом старше 4-5 лет. Совокупные скидки на сервис сейчас дошли до 30%, отмечает К. Власов Кроме этого, эксперт отмечает и развитие льготных программ. Например, «Дакар» совместно со Сбербанком предлагают покупателям Hyundai бесплатную установку спутниковых охранных систем. «Те сервисные услуги, которые несколько лет назад были внедрены премиум-брендами, сегодня активно оказываются для поддержания продаж уже всеми брендами – в том числе и дешевыми», - резюмирует К. Власов. Оценивая «эконом-сегмент» рынка, Н.Шалина соглашается с тем, что кризис способствовал улучшению качества обслуживания клиентов. Банкиры согласны Банкиры также успели отметить в этом году рост объемов автокредитования. Главный экономист Управления кредитования частных клиентов Северо-Западного Банка «Сбербанка России» Алексей Зуев сообщил, что в прошлом году Сбербанк сократил объем выдачи автокредитов в 2 раза, не повышая при этом процентных ставок. По данным А. Зуева, рост автокредитования в Сбербанке происходит уже с января 2010 года: в феврале рост составил 93% по отношению к январю, в марте 48% по отношению к февралю. Сейчас кредиты выдаются в рублях, долларах и евро на срок до 5 лет. Объем кредита может составлять до 85% от полной стоимости автомобиля (минимум 15% заемщику придется внести самостоятельно), ставка по валютным кредитам варьируется от 9,5 до 11,5%, по рублевым – 15-16% при покупке нового авто и 16-17% при покупке подержанного. В СЗБ Сбербанке, в 1 квартале 2010-го, как и в предыдущие годы, львиная доля кредитов была выдана в рублях, долларовыми кредитами воспользовались считанные единицы заемщиков – те, кто приобретал автомобиль премиум-класса. «Рублевые заемщики оформляют кредиты, в среднем, на 3,5 года, но при этом часто погашают их досрочно», - отметил А. Зуев. В январе-феврале в СЗБ Сбербанка средний размер автокредита составлял 460 тыс. рублей, т.е. на него приобретались явно не ВАЗы, а иномарки среднего и выше среднего класса. А тот факт, что в марте эта величина снизилась до 430 тыс., по мнению А. Зуева, свидетельствует о том, что заработали государственные программы поддержки авторынка, благодаря которым покупатели стали меньше нуждаться в кредитных деньгах. А.Зуев рассчитывает, что значительную роль в подъеме рынка сыграют именно возобновление государственной программы автокредитования и вступившая в действие программа по утилизации. При этом Сбербанк готов принять ваучер на покупку автомобиля в качестве первоначального взноса. Предполагается, что на территории РФ в этом году около 200 тыс. клиентов воспользуются программой утилизации. «С учетом свидетельств, выданных после утилизации, а также скидок, многие модели автомобилей становятся действительно доступными. В результате в этом году удастся обновить автопарки Петербурга и Москвы», - заявил А.Зуев. В свою очередь, директор по работе с частными клиентами Санкт-Петербургского отделения BSGV Богдан Чекомасов сообщил, что в этом банке с начала года также наметился рост автокредитования. Эксперт уверен в продолжении этого тренда до конца года. Сейчас средний размер автокредита в BSGV составляет 650 тыс. руб., ставка в рублях – от 11%, в валюте – от 8,5%, собственная доля клиента в цене покупки должна составлять не менее 20%. Лизинг vs банкинг Что касается рынка автолизинга, то он также значительно пострадал от кризиса. По данным руководителя направления лизинга автотранспорта и строительной техники ГК «Интерлизинг» Вячеслава Спирова, падение составило от 60 до 68%. Причины толь резкого спада - снижение доступности финансового ресурса и общая нестабильность, которая мешала клиентам надолго планировать свои будущие доходы. Лизинговые компании столкнулись с повышенной конкуренцией и были вынуждены разрабатывать для привлечения клиентов новые программы. Так, например, «Интерлизинг» запустил специальную программу, по которой фирма может приобрести в лизинг служебный автомобиль своему сотруднику. При этом с зарплаты сотрудника будут списываться средства и через несколько лет автомобилей сможет стать его собственностью. При этом компания получает возможность оптимизировать свои налоги за счет уменьшения фактической заработной платы работника. «Для организации, которая понимает важность работы с персоналом, программа будет эффективным способом, с одной стороны, мотивировать сотрудника, а с другой - сократить собственные издержки», - рассуждает В.Спиров. По словам управляющей подразделением Санкт-Петербургского филиала лизинговой компании «Каркаде» Елены Ефимовой, в 2010 году она ждет небольшого роста лизинга – порядка 15%. Справиться с ростом В связи наметившимся ростом продаж некоторые эксперты призывают, пока не поздно, начать к этому росту готовиться. Так, Валентин Карнарук, заместитель коммерческого директора компании «Балтийский лизинг» по развитию, рассуждает: «В кризисном году автомобили в цене не росли. Дилеры пытались распродать складские запасы, сформированные в 2008 и 2009 гг. Производство было приостановлено, и теперь мы, запрашивая автомобили у дилеров, выясняем, что сроки поставки будут не 1-2 недели, как раньше, а от 1 до 5 месяцев. И ситуация теперь может быть такая: есть дешевые деньги от банков, есть готовые клиенты – и нет автомобилей. Поэтому производители должны быть готовы быстро запустить производство – пусть даже, может быть, и с какими-то рисками – но сократить сроки поставки. Если производители смогут это сделать достаточно быстро, то я согласен с прогнозами коллег о росте лизинга автотранспорта в таком объеме. Скидки кончились Все участники рынка сходятся во мнении, что ожидаемый осенью рост кредитования и продаж не сможет заставить ни банкиров, ни дилеров добавить какие-либо скидки и льготы к уже существующим. По оценке А. Зуева, для самых востребованных марок система скидок и так уже предельно отлажена. Н. Шалина также утверждает, что увеличивать существующие скидки не представляется возможным, так как дилеры и без того работают на грани рентабельности. При этом Шалина уверена, что и сокращаться скидочные программы в 2010 году не будут. С ними согласен К. Власов, по мнению которого, у импортеров в 2009 году «были высосаны все ресурсы». Но и сокращения скидочных программ Власов так же не ожидает. По его оценке, сейчас наблюдается определенная стабилизация рынка, которую очень не хотелось бы расшатывать. Алексей КРЫЛОВ |