21.05.25 18:19:00

Банк России во второй половине 2025 года может вернуться к введению обязательного стандарта автокредитования, пока же на этом рынке действует меморандум «О принципах добросовестного автокредитования» — рассказала «Российская газета» со ссылкой на главу Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаила Мамуту и председателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина.
Меморандум был разработан в конце 2024 года специалистами НСФР и двух банковских ассоциаций — АБР и АРБ. По сути, это добровольный стандарт, направленный против навязывания допуслуг при оформлении автокредита. Пока к нему присоединилось не больше 20 банков, но это основные игроки, которые задают позитивный тон.
«Мы смотрим за тем, как меморандум влияет на рынок и насколько существенно улучшает процесс и удовлетворенность клиентов, — отметил Мамута. — Первый позитивный сигнал есть, но, на наш взгляд, пока недостаточный. Поэтому мы четко сказали, что либо к этому стандарту присоединяются все игроки и соблюдают его так же, как если бы это было обязательно, либо мы вернемся к вопросу обязательного стандарта во втором полугодии».
По словам Емелина, в I квартале снизилось число жалоб клиентов. «Банки реально начали применять меры к дилерам, к кому-то были жесткие, к кому-то более мягкие. Кто-то проводит проверку автодилеров, кто-то просто прекращает взаимодействие с партнерами. Все обращают внимание на то, что речь идет не о практиках банков, а о практиках автодилеров, — рассказал глава НСФР. — Но все жалобы прекратить полностью нельзя. Банки начали пытаться "вылечить" автодилеров, стали помогать, разъяснять, обрабатывать с ними стандартную документацию. То есть мы провели методичную работу, но у нас нет волшебной палочки. Дилеры придумывают новые способы продажи».
В конце февраля глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с Ассоциацией банков России, обратила внимание на недобросовестные практики в автокредитовании. В том числе, например, дорогостоящие консультации без права вернуть деньги, оформление карт за десятки тысяч рублей и условные скидки, которые просят вернуть в случае досрочного погашения.
Зачастую автокредит можно взять только с дополнительными услугами, которые нельзя вернуть – причем, о таких услугах клиент узнает уже после покупки машины, а речь идет о шестизначных суммах. По закону клиент может отказаться от допуслуг в течение 30 дней и потребовать вернуть уплаченные за них деньги, а банк обязан уведомить заемщика о таком праве. Но автосалоны пытались обходить это требование за счет лазеек в договорах.
«Автосалоны нам не поднадзорны, вроде как банки тут ни при чем. Но есть такие банки, которые разрывают отношения с такого рода автодилерами. А в других случаях, наоборот, банки выступают, по сути дела, двигателями таких схем», — подчеркнула Набиуллина. Она предложила лидерам рынка в разумные сроки присоединиться к этому меморандуму, иначе регулятор перейдет к более жестким подходам.
Петр Кармазин |